Лекция МИР01. Информация и бизнес. Информация - один из основных компонент модели мироздания - сведения о чем-либо сигнал - данные - информация - знания - компетенция метаданные - метазнания - метамодели - метаметамодели Бизнес Планирование Производство Коммерция Реклама Информационный бизнес - производство и коммерция информацией Генезис ИБ Монастыри - хранители книг Библиотеки - всенародный доступ Архивы государственные Пример: Картография России ВЦ - расчеты и решение задач пользователей БД - фактологические данные Бизнес-модели модели глобального ведения бизнеса (GBM) Работать со скоростью Internet Эпохальная глобальная компьютеризация преобразует способы ведения бизнеса и необратимо видоизменяет этот бизнес. Электронный бизнес врывается в нашу жизнь с такой скоростью, что очень немногие компании успели проанализировать его потенциал. Многие руководители компаний полагают, что электронный бизнес можно игнорировать до тех пор, пока он не разовьется полнее. Однако к тому времени, когда электронный бизнес станет чем-то совершенно обыденным, таким руководителям будет уже поздно что-либо предпринимать. Именно поэтому и уже сейчас ведущие мировые производители приступили к созданию электронных торговых площадок, что является прямым следствием происходящего процесса глобализации экономик и интеграции бизнес-процессов посредством электронного бизнеса. Основы бизнеса Система современного бизнеса. Родовые признаки бизнеса. Субъекты бизнеса. Деловые интересы в бизнесе. Развитие предпринимательства в России. Организационно-правовые формы предпринимательства. Частное предпринимательство. Малые предприятия. Государственные предприятия. Общества с ограниченной ответственностью. Акционерные общества. Некоммерческие организации. Организация и регистрация предпринимательской фирмы. Документы на учреждение предпринимательской фирмы. Учредители и участники предпринимательской фирмы. Реорганизация и ликвидация фирмы. Слияние и поглощение предпринимательских фирм. Формы ликвидации фирмы. Конкуренция в системе бизнеса. Конкуренция и монополия. Типы конкурентного поведения фирмы. Виды и методы конкуренции. Стратегия конкуренции. Антимонопольное регулирование экономики. Коммерческая деятельность фирмы. Понятие и виды коммерческих сделок. Методы и технология заключения коммерческих сделок. Инфраструктура бизнеса. Товарные посредники. Посредники на рынке финансовых, инвестиционных и информационных услуг. Региональный компонент Анализ - бизнес планов предприятий Томской области. Использование экономической информации Томских предприятий. Применение основ бизнеса в научных исследованиях студентов. Организация условного предприятия и его регистрация. http://www.it2b.ru/print4.view1.page6.html На Западе рынок информационного обеспечения складывался следующим образом: К 30-м гг. 19 века на огромных пространствах Соединенных Штатов начался торговый бум. Мелкие лавочники нуждались в кредитах или, точнее, в товарах, взятых "на комиссию". По весне из долины Огайо в Нью-Йорк тянулись обозы деревенских коммерсантов, полных надежды выбить товар в кредит у оптовиков Восточного побережья. Так появились обстоятельства, обусловившие потребность в сборе информации об участниках рынка: каковы их "кредитные обычаи", сколько за ними числится обязательств и вообще те ли они, за кого себя выдают? Одним из первых, кто занялся проверкой надежности партнеров, стал шелкоторговец Льюс Тэппен из Нью-Йорка. Человек, у которого сама мысль дать в долг вызывала тяжелые моральные страдания, основал в 1841 г. коммерческое агентство для сбора и анализа информации о кредитоспособности обращавшихся к нему за ссудами предпринимателей. Тэппен создал на местах обширную сеть корреспондентов, которые присылали ему регулярные отчеты о деятельности местных предприятий. Его корреспондентами преимущественно становились местные адвокаты, имеющие, помимо честной репутации, полные сведения о долговых обязательствах своих клиентов. Собрав записанные по стандартной форме кредитные отчеты в толстые бухгалтерские книги, Тэппер стал брать абонементную плату за пользование информацией - от $100 до $200 в год. Так впервые информация стала товаром. Сегодня агентство Тэппера стало известно миру как Дан энд Брэд-стрит (Dun&Bradstreet), транснациональная информационная корпорация с ежегодным доходом в $5 млрд. Более 50 тыс. сотрудников, представительства в 90 странах мира и сеть корреспондентов в более чем 200 странах. На сегодняшний день в банке данных D&B содержится информация о более чем 35 млн компаний мира (в том числе из России и других стран СНГ), регулярно обновляемая в течение дня. Специалисты D&B получают информацию из открытых источников, а также обращаются за сведениями непосредственно к фирмам, которые заинтересовали их заказчиков, и гарантируют им предоставление пакетов документов, подтверждающих надежность будущих партнеров. Проверяемые на надежность фирмы, выполнив все требования D&B, получают возможность попасть в банк данных корпорации (что само по себе уже престижно) и тем самым завоевать еще большее доверие в мире бизнеса. После исследования D&B каждой фирме присваивается определенный код D&B Rating, по которому можно оценить степень риска возможного сотрудничества. Факторы риска вычисляются на основании анализа деятельности компаний, обанкротившихся в предшествующий период. Наибольшим спросом пользуются бизнес-справки, в которых содержится информация о кредитоспособности и финансовом положении потенциального партнера, а также о степени коммерческого риска при ведении дел с данной фирмой. Бизнес-справка включает в себя общую информацию, отдельные факты, например, об участии фирмы в арбитраже, судебных разбирательствах и т. п., последнюю финансовую информацию, информацию о практике и сроках исполнения платежей. Кредитно-аналитическая справка - документ, содержащий сведения о финансовых показателях фирмы за период до трех лет в сопоставлении с данными по отрасли в целом, а также более детальную информацию о ее финансовом положении. А платежно-аналитическая справка позволяет заказчику подробно ознакомиться с практикой и сроками исполнения платежей потенциальным партнером. Кроме того, D&B проводит маркетинговые исследования конкретных рынков любой страны мира, которые позволяют клиенту самому выбрать себе будущего партнера по бизнесу. Чаще всего срок исполнения заказа составляет от 10 до 20 дней. Но если сведения об интересующей заказчика фирме есть в банке данных D&B, то ответ может быть дан немедленно. Девиз D&B: "Тот, кто владеет информацией - владеет миром". С 1995 года D&B отражает рейтинг петербургских фирм в специальной базе данных "Торговля, питание, услуги в Петербурге", используя результаты аттестации Комитета торговли и продовольствия Администрации Санкт-Петербурга. В Швеции существует регистр на бизнесменов, адвокатов, ревизоров и всех тех, кто каким-то образом может быть причастен к получению банковских ссуд, кредитов от других финансовых институтов и к заключению крупных страховых компаний. В этом регистре числятся управляющие крупных компаний, торговцы, владельцы ресторанов, знаменитые адвокаты, есть даже один посол. Все эти люди по тем или иным причинам признаются ненадежными как деловые партнеры. Для того, чтобы попасть в этот "черный список" делового мира, совсем необязательно отсидеть в тюрьме или просто проходить по какому-то делу, связанному с финансовыми аферами. Часто достаточно иметь в родственниках мошенника (даже не осужденного судом), и путь в бизнесе будет сильно затруднен, если не закрыт навсегда. Содержанием данного регистра являются компиляции на персоналии из слухов, предположений, судебных постановлений, описаний случаев недостойного поведения во время какой-либо сделки, часто отдаленной от настоящего времени лет на тридцать. В компьютерные файлы педантично заносится все то, из чего складывается репутация не только одного человека, но и его семьи, часто на несколько поколений вглубь. В регистре можно найти, к примеру, такие характеристики, как "неподходящий торговец машинами цыганского происхождения", "слишком несдержанный", "не знает ограничений во время езды на автомобиле", "не заслуживает доверия" или просто "криминальные наклонности", "подозрительный тип". Регистр этот тайный, по законам Швеции не разрешенный, но активно используемый. Ведение фирмами собственного досье на клиентов законом не запрещается, но делать это возможно на бумаге и без обмена такой информацией с коллегами и партнерами. Хождение данного регистра нарушает сразу два закона: о сохранении банковской тайны и о компьютерной информации. О том, как проходит работа над регистром, называемом в кругу посвященных "коллективной памятью банков", один из его составителей, шеф отдела кредитной информации Нордбанкена Нильс-Гуннар Андербю сказал: "Например, мы вырезаем газетную статью с фотографией, под которой стоит подпись "Экономический преступник Х вместе со своим приятелем Y". В другой раз мы узнаем, что этого Y видели в компании с другой темной личностью. Все. Мы тогда говорим себе: "Один раз могло быть совпадение, но два раза - это слишком". Y, сам не зная того, становится "неприкасаемым" делового мира". Германия в период захвата внешних рынков с помощью эмигрантов (в США, Бразилию и т. д.), дипломатических и консульских работников и широкой сети коммерческих фирм удалось собрать всю информацию, необходимую ей для экспансии. Приведу в качестве примера отрывок из памятки коммивояжера, который являлся центральной фигурой этой политики того времени: Кто ваши конкуренты? С какими товарами конкуренты действуют на рынке? В чем заключается стратегия конкурентов? В каких областях конкуренты имеют преимущества? В каких областях ваше предприятие является лидером? Может ли продукция вашего предприятия заменить товары конкурента? Какие позиции занимает на рынке каждый из конкурентов? Существует ли в вашей отрасли фирма, которая задает тон? Существует какой-либо "порог", за которым следует реакция? Сталкивались ли вы с чем-либо таким в прошлом? Какие фирмы реагировали с особой частотой и активностью? Существуют ли у вашего предприятия дружеские связи с конкурентами? Кто поставляет информацию? Как используется эта информация? В Германии уже давно вся собранная информация сводится в тематические картотеки, что обеспечивает заметное превосходство в области технологии обработки информации. Внимание, которое уделяется информационному обеспечению бизнеса на Западе, можно продемонстрировать следующим примером. Речь идет о событии, имевшем место в 1998 г. на переговорах в Лондоне между официальными российскими представителями и уполномоченными банками - держателями ценных бумаг. Публикация об этом была сделана в газете "Известия": "По некоторым сведениям, в ходе переговоров западные банкиры продемонстрировали руководителям нашей делегации уникальные документы - якобы точные сведения о банковских вкладах российских фирм и частных лиц за рубежом. В документах были перечислены не только названия этих предприятий и имена вкладчиков, но и наименования банков, номера счетов и точный объем положенных на счета средств, составляющих миллиарды долларов". В условиях нашей страны осуществление коммерческой деятельности на основе учета достоверной информации о клиентах и конкурентах - пока еще не состоявшееся явление. Информационное обеспечение безопасности производителей и продавцов все еще в стадии формирования. Отсутствие централизованных государственных информационно-справочных систем о надежности и платежеспособности субъектов рынка, несоблюдении коммерческой этики усугубляет проблему изучения надежности и платежеспособности клиентов. Коммерческими организациями она в настоящее время решается следующим образом: а) получением за плату нужной информации у других коммерческих структур (банки, страховые компании и т. п.); б) обращением за оказанием услуг к частным детективам, детективным агентствам; в) собственными силами (созданием соответствующих отделов и служб или наделения уже существующих такими функциями: маркетинговых, безопасности) и т. п. Конкурентоспособная экономика требует выполнения информационного обеспечения безопасности уже на стадии подготовки управленческих решений. В этой сфере необходимо опираться на коллективную культуру информации, формируемую как внешними, так и внутренними легальными структурами. Статьи из журнала: Информация и бизнес. - 2004. - N 2 1. Шарлот В. Место конкурентной разведки В рамках IX Международного форума "Технологии и безопасность" обсуждался вопрос о конкурентных разведках, определении этого термина, проблемах законодательной базы и обучении специалистов, месте конкурентной разведки в структуре предприятия и направлениях развития. 2. Райков Александр Николаевич Где главное звено в административной реформе? О введении в государственный обиход понятия "государственной услуги", создающей основу для методичного исследования и слежения за реальными потребностями различных слоев населения. 3.Информационные фирмы. Панорама информационного рынка Информация о фирмах, предоставляющим на российском информационном рынке деловые справочники и электронные базы данных. 4. Деловые справочники апр.-июнь 2004 г. Панорама информационного рынка В статье дана информация по справочникам, выпущенным АДИ "Бизнес - карта" и другими информационными фирмами России. 5. Базы данных по состоянию на 1 марта 2004 г. Панорама информационного рынка О базах данных наиболее известных информационных фирм. 6. Зарубежные базы данных Панорама информационного рынка Знакомство с информационными фирмами, действующими на территории России и предлагающими информацию о зарубежных компаниях. Панорама информационного рынка 7. Орлов Александр Иванович Самоменеджмент, или как нацелить себя на успех? 8. Бахур Андрей Борисович Особенности национального менеджмента В статье определяется, чей опыт менеджмента и каким образом может быть использован для развития своего дела. Приведены примеры западной модели менеджмента, особенности русской модели менеджмента, их сопоставление. 9. Горбунов А. Маркетинг: пора шевелиться$cА. Горбунов В настоящее время падает спрос на услуги компаний, занимающихся маркетингом. Наступил "маркетинговый кризис". Для того, чтобы выжить, компаниям срочно необходимо перестроить свою работу - переходить на активные методы маркетингового анализа, озаботиться модернизацией в формах создания и поддержки направлений активных маркетинговых экспериментов. 10. Дымшиц М. Проведение фокус-групп как фатальная ошибка бизнеса Фокус-группы в маркетинговых исследованиях могут использоваться для получения предварительной информации, выработки исследовательских гипотез, проверки убедительности системы аргументации и т. д. Журнал - Информация и бизнес. - 2004. - N 1 http://mars.udsu.ru/cgi-bin/cls/journal_content_new?16328 1. Хан-Магомедов Д. Перспективы развития российского Интернет-сообщества: [интервью ред. журн. с исполн. директором Рос. центра Интернет-технологий Д. Хан-Магомедовым] О методиках и мониторинге Регионального общественного центра интернет-технологий российского рынка Интернет-услуг на примере СМИ в Интернете. 3. Сараев В., Юшков Ю. Информационный фантом и неустойчивость развития Об этике бизнеса т. е. процессе оценки решений в соответствии с моральными стандартами, присущими культуре данного общества, о структуре российских проектируемых стратегий управления. Один из методологических срезов - рефлексия. В статье рассмотрены модели рефлексивного управления для парадигмы конкуренции и кооперации. 4. Арустамов А. Анализ бизнес-информации О программе OLAP - механизме анализа данных (бизнес-информации), о ее возможностях. Knowledge Discovery in Databases (KDD) - программа поиска полезных знаний. 16 5. Информационные фирмы Информация о фирмах, предоставляющих на российском информационном рынке деловые справочники и элетронные базы данных. 20 6. Деловые справочники: январь - март 2004 г. В статье дана информация по справочникам, выпущенным АДИ "Бизнес-Карта" и другими информационными фирмами России. 22 7. Базы данных: по состоянию на 1 марта 2004 г. О базах данных наиболее известных информационных фирм. 27 8. Зарубежные базы данных Знакомство с информационными фирмами, действующими на территории России и предлагающими информацию о зарубежных компаниях. 32 9. Орлов В. Электронный офис Как эффективней выполнять задачи и контролировать ход их исполнения, как увеличить скорость обмена информацией между партнерами, сотрудниками, клиентами, как сэкономить деньги - на эти вопросы отвечает статья. Необходимо создать электронный офис. Создание "электронных предприятий" - современное направление преобразований западных компаний. Ведущие компании на рынке информационных систем предлагают свои программные продукты. 35 10. Бачурина С. ИТ-технологии в реконструкции московского мегаполиса / Бачурина С., Мамышева Е., Райков А. Об информатизации московского мегаполиса, о возможностях информационных технологий, режиме обработки и использовании информации, структуризации информационных систем. 41 11. Борзунова О. Инсайдерская информация О принятии законопроекта "Об инсайдерской информации", о торговле с использованием информации, которая доступна не всем участникам рынка (инсайдерская информация), о законодательном регулировании этого вопроса в России и за рубежом. 45 12. Коммерческие предложения к рынку Коммерческие преложения предприятий (фирм) России различных отраслей промышленности. 50 13. Зарубежные фирмы: интерес к России Информация о зарубежных фирмах, проявляющих интерес к России. 53 14. Горинов Д. Не повторяйте мои ошибки: (ликбез для начинающего руководителя) О том, как стать хорошим руководителем, делится автор - руководитель среднего звена рекламного агентства. 56 15. Ваша визитная карточка О рекламе предприятими, фирмами, организациями товаров и услуг в базах данных и деловых справочниках. 61 -------------------------------------------------------------------------------- Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес (eбизнес) - преобразование основных бизнес-процессов при помощи интернет-технологий (http://www.ibm.com/ebusiness/info). Электронная коммерция является важнейшим составным элементом e-бизнеса. Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей. Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В последние годы эти тенденции становятся все более явными. Согласно исследованию специалистов компании Intel (www.intel.com), к 2002 году число пользователей Интернет достигнет миллиарда, а оборот электронной коммерции вырастет до триллиона долларов. Подобные исследования красноречиво свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов. Для организации использование электронной коммерции начинается с создания собственного веб-сайта, который на первом этапе является только виртуальным представительством в сети Интернет. Обычно на таком сайте размещают рекламную информацию о деятельности фирмы, причем объем информации обычно не превышает одной-двух страниц. Кроме того, размещается контактная информация. После этого сайт, являющийся, по сути, домашней страничкой, регистрируется (индексируется) в основных поисковых системах и тематических интернет-каталогах. На этом этапе сайт должен помочь в привлечении, прежде всего, оптовых покупателей, которые с помощью Интернета проводят поиск нужной продукции. Пройдя первый этап, фирма обычно сталкивается с задачей увеличения объема информации о своей продукции на сайте. Второй этап внедрения электронной коммерции - информационный сайт. Например, многие фирмы используют свои сайты для рекламы своих торговых марок (часто для каждой торговой марки делается отдельный сайт). Сайт с большим объемом информации о продукции очень удобен при участии в выставках, когда потенциальному клиенту нужно предоставить больше информации. Тогда часто бывает достаточно дать ему адрес сайта, где он может найти нужные материалы. Постоянное увеличение объема информации на сайте ставит перед администрацией фирмы следующие задачи: - обеспечение своевременного обновления всей информации; - необходимость предоставления на сайте разнородной информации (о разнородной продукции или информации из различных источников); - необходимость дифференциации посетителей сайта (обычным клиентам - доступ к одной информации, надежным партнерам - к другой); - по возможности обойти конкурента, также имеющего сайт второго уровня. Перечисленные задачи ведут к увеличению численности персонала, занимающегося Интернетом, и к увеличению расходов. Для минимизации расходов существует ряд способов, главный из которых - преобразование информационного сайта в информационный портал. Это третий этап использования интернет-технологий в коммерческой деятельности. Использование портальных технологий позволяет обеспечить как оперативное обновление, так и необходимое структурирование информации. Для привлечения посетителей на портале обычно проводятся электронные опросы потребителей, конкурсы (с призами из излишков продукции на складе), размещаются аналитические обзоры, пресс-релизы и многое другое. Как правило, отечественные предприятия в использовании интернет-технологий ограничиваются тремя этапами развития. Однако, следует заметить, что в ближайшем будущем начнется активное внедрение специализированных технологий электронной коммерции. В частности, уже сейчас некоторые предприятия используют на своих сайтах интернет-магазины, возможность отправки заказа напрямую с сайта и другие способы замены обычных видов коммерческой деятельности на электронные (т. е. с использованием сети Интернет). К сожалению, недостаток правовой базы в области электронных платежей пока не позволяет этому направлению активно развиваться.