Тема CSMIR05. Рынки информационных ресурсов Рынок информационных и коммуникационных технологий. Информационная индустрия и информационные рынки. Рынки информационных и коммуникационных технологий: Мировой рынок; Западноевропейский рынок. Российский рынок информационных и коммуникационных технологий. Информатизация общества, Указ Президента "Об основах государственной политики в сфере информатизации". Основные этапы развития мирового рынка информационных ресурсов и услуг. Ведущие мировые информационные агентства, предоставляемые ими услуги и цены, используемые технологии доступа к информации. Коммерческие базы данных LEXIS-NEXIS и QUESTEL-ORBIT. Предпринимательская деятельность и ее информационное обеспечение Потребности в информации при решении задач стратегического и оперативного планирования и управления в предпринимательской деятельности, составлении бизнес-плана, предоставления кредита, внешнеэкономической деятельности. Государственные информационные ресурсы Роль и место государственных информационных ресурсов при решении задач государственного управления и предпринимательской деятельности. Порядок и организация представления информации для формирования государственных информационных ресурсов. Основные организации, ответственные за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Рынок правовой информации Общее состояние информатизации в правовой сфере России. Ведущие Агентства, занимающиеся распространением правовой информации в стране. Справочная правовая система "Консультант Плюс:ВерсияПроф". Рынок биржевой и финансовой информации Состояние российского рынка биржевой и финансовой информации, ведущие поставщики информации на этом рынке, предоставляемых ими услуги, технологии доступа к имеющейся у них информации, цены. Коммерческая информация Место и роль коммерческой информации при принятии управленческих решений в экономике. Система сбора коммерческой информацией ведущими информационными Агентствами. Состояние рынка коммерческой информации в России. Ведущие информационные агентства, представляющих информацию о фирмах, производителях товаров и услуг, ценах на продукцию, сведения о банках, финансовых компаниях, страховых компаниях и других фирмах. Коммерческая база данных LEXIS-NEXIS: история создания, принципы построения, содержание информации, методы доступа, приемы поиска информации. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1. Сущность, условия возникновения и функции рынка. Субъекты рынка. 2. Система, типы, виды рынков. 3. Рыночный механизм. Рынок как социальный институт. 4. Пределы рыночного механизма, "провалы" рынка. 1.Самое простое определение рынка - это совокупность спроса и предложения. Это определение не выражает социально-экономической сущности рынка. Экономиств: рынок - это форма экономических отношений между субъектами экономики, реализуемых через куплю-продажу товаров и услуг и регулируемых законами спроса и предложения. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что, во-первых, рынок - это сфера экономических отношений между субъектами экономики. Во-вторых, рынок - не только столкновение спроса и предложения, но это отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. М. Фридмен: рынок - довольно сложное и емкое явление, поэтому нужно подчеркнуть, что когда говорят о рынке, то имеют в виду, что нет отдельного рынка труда, капитала, а есть совокупность экономических отношений той или иной экономической системы. Впервые теория рынка была разработана основоположниками лазанской школы Леоном Вальрасом. Он определил субъектов рынка, рыночный механизм и впервые применил в экономике математические уравнения. Основные условия для функционирования рынка: 1. Наличие правой основы, которая гарантирует экономическую свободу производителей и потребителей. Это свобода выбора формы производства, установления цен, экономических связей между производителями и потребителями и т.п. 2. Экономическое обособление субъектов рыночного хозяйства. Это значит, что сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать, то есть здесь закладываются правила игры. 3. Ценообразование на основе законов спроса и предложения. 4. Наличие рыночной инфраструктуры: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, развитие финансового рынка, развитие бирж и т.п. 5. Государственная поддержка и защита субъектов экономики на внутреннем и внешнем рынке. 6. Величина трансакционных издержек. Это издержки, не связанные с основным производством. (Это разрешения санэпидемстанции, плата за лицензию, дань рэкетирам и т.п.) Если эти издержки будут больше, чем доход, то следует ли заниматься производством. То есть эти издержки определяют и границы рынка. Субъекты рыночной экономики: домохозяйство, фирмы и государство. Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц. К нему относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупного и мелкого капиталов, земли, средств производства. Они самостоятельно принимают решение о производстве товаров, услуг и т.п.; - собственник какого-либо фактора производства; - стремится к удовлетворению своих потребностей; - стремится к максимальной прибыли; - стремится произвести полезность в рамках имеющихся ресурсов. Фирма - экономическая единица - самостоятельно принимает решение о соединении факторов производства - стремится к максимальной прибыли - рационально использует факторы производства - производит продукт для продажи другим фирмам, домохозяйству или государству Под государством понимаются все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, при необходимости осуществляют контроль над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Домохозяйство и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимосвязаны на рынке товаров, продуктов, услуг, на рынке факторов производства, финансовом рынке. Это взаимосвязанный "поток" расходов и доходов национальной экономики. Экономические связи этих субъектов образуют простейший рыночный механизм. В любой рыночной экономике рынок выполняет следующие функции. Схема №1. Функции рынка: Информационная Коммуникационная связующая \ / Функции рынка / | \ Сонирующая Регулирующая Ценообразующая 1. коммуникационная функция - связующая между спросом, предложением, ценой и конкуренцией. 2. функция рынка - информационная - рынок через механизм цен информирует производителя, что производить, по каким ценам, сколько продавать. Информирует о процентных ставках кредит; информирует об общественно необходимых затратах труда на производство продукции. Можно сравнить эту функцию рынка с гигантским компьютером, где выдаются, обобщаются данные по всему хозяйственному пространству. 3. функция рынка - ценообразующая. На рынке встречаются товары, услуги одного назначения, например, масло, мука, яблоки и т.п. Издержки на производство товара у каждого товаропроизводителя разные, то есть индивидуальные, но рынок признает только общественно-необходимые затраты труда, потому что только их оплачивает покупатель. Только на рынке формируется общественная стоимость товара (ее не может рассчитать ни один компьютер). Именно здесь устанавливается связь между стоимостью и ценой. Цена складывается на рынке. 4. функция рынка - стимулирующая (регулирующая). Эта функция указывает на то, что рынок немыслим без конкуренции. Она стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные издержки ниже общественных, то есть рынок стимулирует инновацию. Важная роль регулирования рынка - это связь между спросом и предложением, что влияет на цены. Если растут цены на товар, то товаропроизводитель будет расширять производство, а если падают - сокращать. 5. функция рынка - санирующая. Ее суть сводится к тому, что с рынка вытесняют тех производителей, у которых индивидуальные издержки выше общественных, что уменьшает их прибыль, порой приводит к разорению. Рынок разоряет тех производителей, которые не интересуются и не занимаются собственными издержками производства. И, наоборот, для тех товаропроизводителей, у которых издержки ниже общественных дает "зеленый свет". Они более предприимчивы. Таким образом, рынок - довольно сложное и емкое явление, его нужно рассматривать как совокупность экономических отношений определенной экономической системы. Их нужно рассматривать через субъекты рынка, то есть домохозяйство, фирму и государство. Суть рынка раскрывается в его функциях. Необходимо заметить, что все функции тесно взаимосвязаны между собой. Придание большей значимости одной из функций приведет к дисбалансу в экономике. ВТОРОЙ ВОПРОС: "СИСТЕМА, ТИПЫ, ВИДЫ РЫНКОВ". Факторы, которые способствовали образованию системы рынка, характерны для развитых стран. 1. Расширилось рыночное пространство за счет: - преобразования натурального производства в товарное - купля-продажа рабочей силы - развитие сферы платных услуг и оплата духовных благ - конечные результаты научных и опытно-конструкторских разработок в товарную форму 2. Современное производство стало создавать весь спектр полезных благ, удовлетворяющих потребностям человека. 3. Общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. Возникли специализированные рынки. 4. В результате развития акционерных обществ объектом купли-продажи стали ценные бумаги, возник специализированный рынок ценных бумаг. 5. Рост международных экономических связей способствовал созданию развитого рынка ценных бумаг. 6. Если в производстве действовала система разделения труда, то действует эта система в сфере обращения. Сложилась следующая система рынков: - потребительских продуктов - средств производства - труда, услуг - научных разработок - ссудных капиталов - ценных бумаг - валют - духовных благ. В силу этого национальное хозяйство стало называться рыночной экономикой. Выделяют следующие виды и типы рынков: - рынок потребительских товаров - рынок средств производства - рынок услуг - рынок труда - рынок научных открытий и конструкторских разработок - рынок ссудного капитала - рынок ценных бумаг - рынок духовных ценностей Итак, все рынки взаимосвязаны и охватывают все виды и сферы деятельности, а так же всех субъектов экономики, поэтому говорят о рыночной экономике в целом. По типу рынки подразделяются: Свободный рынок, где предполагается свобода покупателя и продавца, свобода выбора сферы деятельности, свобода приложения труда, капитала и минимальные границы вмешательства государства в экономику. Регулирующая роль государства в экономике будет рассматриваться в разделе макроэкономика. Нелегальный рынок - это бесконтрольное поведение субъектов, включая теневую экономику. Сюда входит теневая торговля, черный рынок. Регулируемый рынок - это рынок, который подчиняется определенным правилам рыночного поведения субъектов, законам спроса и предложения. Основную массу товаров реализуют крупные хозяйственные объединения. Большая часть продукции создается по предварительным контактам и заказам крупных фирм и государства. Большой отряд торговцев-посредников занимается продвижением товаров от производителя к потребителю. Крупные производители изучают рынки и формируют спрос покупателей. Государство устанавливает на рынке правила игры. Таким образом, необходимо четко выделять виды рынков и типы рынков. В основе рыночной экономики лежит рыночный механизм. ТРЕТИЙ ВОПРОС: РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. РЫНОК КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. Рыночный механизм - это форма регулирования экономики, которая осуществляется через опосредованные экономические связи на основе законов спроса и предложения. Любой рыночный механизм должен обеспечить решение трех вопросов экономики, указывает П.Самуэльсон 1. Что производить - этот вопрос решается через спрос и предложение; 2. Как производить - решается посредством конкуренции; 3. Для кого производить - решается через законы спроса и предложения. В любой рыночной экономике существует определенный порядок. Рыночный механизм - это порядок, невидимое средство и условие для неосознанного поведения людей, фирм, через систему рынков и цен. Он предполагает, что любой продукт, товар, услуга нужен кому-либо и имеет свою цену. Если спрос высокий, цены высокие, то производители расширяют производство. Если товаров произведено больше, чем спрос на них, то цены падают, устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением. Можно утверждать, что равновесие между продавцом и покупателем устанавливается самим рыночным механизмом. Для его реализации необходим социальный институт. Во второй половине ХХ века нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Под социальным институтом понимается организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и взаимоотношения. В систему рыночных институтов входит: 1. правовая система, которая выполняет две задачи: организует правовое регулирование рынка и устанавливает единые правила поведения, защищает и наказывает рыночных агентов, т.е. охраняет интересы субъектов рынка. Это развитие законодательства на основе гражданского права. 2. органы государственного контроля и регулирования. Это разного рода учреждения: санитарного, экологического, эпидемиологического, налоговая система, органы финансов и кредита. 3. к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей, профсоюзы. 4. рыночная инфраструктура включает также торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Таким образом, рынок как социальный институт объединяет всю совокупность рыночных связей в целостность. Эта целостность придает рынку новое качество, т.е. способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен. Анализируя рынок и рыночный механизм нельзя обойти вопрос о роли рынка в экономике. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки. ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС: ПРЕДЕЛЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ПРОВАЛЫ РЫНКА. К преимуществам рынка экономисты относят: 1. Механизм рынка ориентирует производство на конечный результат (продукт, товар, услуга), 2. рынок приспосабливает объем производства и структуру к платежеспособному спросу (частично за счет движения цен, частично за счет движения производства), 3. рынок эффективно распределяет ресурсы и направляет их туда, где они более необходимы на производство необходимых обществу товаров, 4. рынок обеспечивает гибкую реакцию производства на достижение НТП. Товаропроизводители вводят новые технологии, идут на риск, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами, 5. рынок заставляет предпринимателя выбирать самую рациональную структуру потребления, т.к. цены будут соответствовать реальным затратам труда, 6. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, в заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п. Но как показывает опыт, развития рыночной экономики в промышленно развитых странах, саморегулирующий рынок не способен решить ряд проблем. Негативные стороны рынка: 1. Рынок - самая жесткая система, которая выбирает только эффективные формы отношений, безжалостно разоряет слабые предприятия, фирмы, отрасли и т.п. 2. Рынок не может защищать малоимущие слои населения - молодежь, пенсионеров, инвалидов. 3. Рынок не может организовать крупные структурные сдвиги в производстве всей страны. Особенно в базисных отраслях производства. 4. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Для него нет экологических проблем. 5. Рынок не может обеспечить полной занятости населения. 6. Рынок не может вырабатывать общие национальные стратегические задачи (развитие культуры, спорта, образования и т.д.), которые, как правило, вырабатываются государством. Таким образом, рыночный механизм имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во всех развитых странах государство осуществляет регулирование рыночной экономики. Объектом регулирования со стороны государства являются три кита в экономике: совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство. В условиях становления российского рынка, такие явления, как неплатежеспособность партнеров, недобросовестная конкуренция, мошенничества в сфере кредитно-финансовых отношений, криминализация бизнеса представляют значительную опасность для любой компании. Развитие бизнеса требует расширения круга партнеров и клиентов. При этом, степень риска понести убытки в результате ошибочно принятого решения слишком велика. Следовательно, выбирая банк, поставщика, покупателя нужно, прежде всего, проверить их надежность. К сожалению, в России руководители пока еще склонны доверять своей интуиции, не считая нужным собирать необходимую информацию для принятия деловых решений. Согласно агентству Reuters, только 28% российских менеджеров считают, что информация является ключевым фактором, влияющим на принятие решений, в отличие от 91% менеджеров Франции и 95% менеджеров США. Возможно, поэтому мошенничество является у нас столь популярным преступлением. По данным МВД с января по декабрь 1999 г. выявлено 40471 случаев мошенничества в экономической сфере, что на 12,3% больше, чем за предыдущий отчетный период. Стратегия обеспечения комплексной безопасности бизнеса должна быть построена, исходя из необходимости отвечать на вызов существующих угроз. Необходимым условием обеспечения безопасности будет получение своевременной и достоверной информации о существующих угрозах. Рыночная экономика для выживания и развития компании требует обеспечения безопасности, надежности и эффективности бизнеса. а) безопасность предпринимательства обеспечивается защитой от мошенничества и недобросовестности партнеров; б) надежность и стабильность обеспечивается защитой от неэффективно работающих партнеров; в) эффективность достигается получением информации о конкурентах. От своевременного получения достоверной информации и верно принятого на основе полученных сведений решения будет зависеть не только успех конкретной сделки, но иногда и существование самой компании. Предупреждение мошенничества. Наиболее опасным явлением отечественного рынка для становления бизнеса является широко распространенное мошенничество. По словам гендиректора Агентства экономической безопасности и управленния рисками при ТПП РФ А.В. Майорова, на сегодняшний день у нас 28% мошеннических предприятий. Мошенник наносит ущерб не только самому предпринимателю, но и государству в целом. Это неуплаченные налоги, изъятые из оборота и вывезенные за границу средства, банкротство надежного налогоплательщика и работодателя. По утверждению президента ТПП РФ С.А Смирнова, десятками тысяч исчисляются незакрытые контракты, по которым только за последние 3 года российские экспортеры недополучили 12 млд. долларов валютной выручки. Предприниматель, столкнувшийся с мошенническими действиями, может не только потерять крупную сумму денег, но и поставить под угрозу все свое дело. Поэтому стремление обезопасить себя от мошенников должно быть одной из важнейших задач предпринимателя. Даже на нашем неразвитом пока еще рынке уже существуют специализированные фирмы, готовые предоставить подобную информацию о потенциальном партнере. Одной из таких компаний является <Аргус-информ>, созданная в конце 1997 г. на основе информационно-аналитического отдела Ассоциации негосударственных структур безопасности <Аргус>. По словам генерального директора компании Аргус-информ В.К. Островерхова, предприниматели хотят получить информацию о надежности фирмы, ее устремлении в будущее. Не является ли фирма однодневкой для совершения какой-то разовой операции - получить деньги, сорвать куш, перевести их куда-то и раствориться в космосе. Они хотят знать, насколько серьезны планы руководства данной фирмы по работе на рынке. Известно много способов мошенничества и мошенники постоянно совершенствуются, но их оружие остается неизменным - доверчивость и неосведомленность их жертв. Начиная сотрудничество с неизвестным пока предприятием необходимо: - проверить предприятие на предмет регистрации; - выяснить получение им лицензии; - установить присутствие материальной базы и штата работников; - убедиться в учредителях (физических юридических лицах); - проследить движения денежных средств по счету организации в банке за продолжительный период; - установить данные о своевременности и полноте уплаты налогов будущим партнером; - выяснить репутацию партнера; устанавливается, как руководитель предприятия относился к своим обязательствам в прошлом и т.п. Если партнер является субъектом внешнеэкономической деятельности, то объектом изучения должны стать документы таможенных органов (в случае сделок с импортными товарами), где сконцентрированы сведения о прохождении грузов через границу. Наряду с документами транспортных организаций они могут свидетельствовать о фиктивности совершаемых операций. Все эти сведения можно попробовать получить самостоятельно, однако это непросто даже для крупной компании, имеющей сильную службу безопасности, что уж говорить о мелких предпринимателях, а они страдают от мошенников не меньше. Но даже большой фирме нерационально отвлекать значительные материальные и людские ресурсы для проверки потенциального партнера, экономичнее воспользоваться услугами специализированных фирм. Для небольших предприятий - это единственная возможность обезопасить свой бизнес. Любая информационно-аналитическая компания, может подсветить такие аспекты деятельности фирмы, как финансовое положение, деловая репутация, нет ли элементов обмана в практике деятельности фирмы, информация о руководстве, упоминания в прессе, криминальные аспекты, судебные процессы и т.п. эти сведения помогут избежать установления <деловых> отношений с мошенником. Но если все же компания решила самостоятельно проверять потенциального партнера, рационально начать проверку с установочных данных. Регистрационные данные можно проверить в Московской регистрационной палате или в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. Последняя предоставляет сведения из государственных реестров по запросам по: - представительствам иностранных компаний, аккредитованных на территории РФ; - компаниям, получившим лицензии на осуществление лизинговой деятельности на территории РФ; - коммерческим организациям с иностранными инвестициями, зарегистрированные на территории РФ. Преимуществом такого способа получения информации является полная достоверность и дешевизна. К сожалению, недостатки в этом случае слишком существенны - отсутствие отражения динамики, ограниченность сведений, содержащихся в информационной справке, низкая оперативность, (неудобство при необходимости получить информацию о большом числе объектов). Есть и иной путь - приобрести базы данных государственных организаций на черном рынке. Так, например, базу данных Московской регистрационной палаты за 1999 год можно приобрести на <Горбушке> - 400 тыс. предприятий. Информационно- справочная система Бизнес-Инфо Москва содержит информацию о 785 тыс. юридических лицах. Там же имеется и база данных по таможне. Понятно, что такого рода информация не является на 100% достоверной, да и проблема обновления (получения свежей) информации решается исключительно радикальным средством - покупкой новой БД. Проблему достоверности можно решить, закупив БД у легальных продавцов. Например, корпорация <Арсин> распространяет информационно-поисковую систему, содержащую информацию о предприятиях, зарегистрированных в Москве. Подобная система имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными базами данных. Например, она позволяет автоматически составлять досье на физическое лицо, включая данные о фирмах, где оно является как и соучредителем, так и, возможно, руководителем, (автоматически строить цепочки взаимосвязей между заданной парой организаций по учредителям и учрежденным фирмам). Что иногда может быть полезно для выявления мошенников и мошеннических структур. Существует также БД по предприятиям СНГ, содержащая информацию о 140 тысячах фирм, от компании <Информсистема>. Однако эта БД носит скорее коммерческий характер, поскольку содержит лишь информацию о месте нахождения предприятия, его деятельности руководителях и т.п. сведения. Базами данных рационально (экономично) пользоваться тогда, когда постоянно требуется информация по большому количеству субъектов рынка. Во всех остальных случаях лучше воспользоваться услугами фирм, специализирующихся в подобного рода деятельности. Только в Москве, по данным информационно-аналитического агентства <Безопасность>, существует 36 фирм, занимающихся проверкой деловых партнеров. Но даже если фирма попалась на уловки мошенников и деньги или товары были отданы за красивые обещания, не все еще потеряно. И если деньги вернуть все же не удастся, то уменьшить убытки все-таки можно. Такие услуги оказывает Российское агентство экономической безопасности и управления рисками, работающее при Торгово-промышленной палате РФ. Агентство предоставляет юридическую информацию, которая собирается на основе официальных запросов в государственные организации и может быть предоставлена в суде в качестве доказательства. Таким образом, арбитражный суд может признать задолженность нереальной к взысканию, тогда предприятие имеет право всю сумму этой задолженности отнести на прямой убыток и тем самым скорректировать на данную сумму свои платежи в бюджет. Агентство является некоммерческой организацией и предоставляет свои услуги только членам <Реестра надежных партнеров>. Реестр надежных партнеров - это список учета российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствуют об их надежности. Реестр ведется Торгово-промышленной палатой РФ. Формирование Реестра только началось: первые члены получили сертификаты надежности 17 марта этого года. Однако в перспективе Реестр призван стать самой серьезной защитой от мошеннических, ненадежных и неэффективно работающих предприятий. Предупреждение ненадежности партнера. Одной из причин экономических затруднений (финансовых потерь) компании является ненадежность предприятия-партнера, выражающееся в том, что партнер выполняет свои обязательства не вовремя или вообще не выполняет их. Тем самым большие материальные и финансовые ресурсы временно изымаются из оборота, что снижает прибыль, или предприятие теряет деньги, неся прямые убытки. Каждое неплатежеспособное предприятие имеет индивидуальные причины попадания в кризисное финансовое состояние, которые связаны с неправильным выбором рыночной ниши, организацией маркетинговой и сбытовой политики, неправильной организацией арендных отношений и т.п. Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого ее конкурентными преимуществами и соотношением цен данным преимуществам. Поэтому, при анализе надежности потенциального партнера, необходимо рассматривать и анализировать маркетинговую информацию о состоянии рынка и месте на нем интересующего предприятия... Подобную информацию может предоставить <Аргус-информ> - маркетинговая справка на объект внешнеэкономической деятельности. <Специальная информационная служба> (СИнС) сделает оценку рыночной ситуации, обзор сектора рынка, отдельной отрасли или региона. СИнС -- крупнейшая на нашем рынке информационно-аналитическая компания, работающая с 1993 года, предоставляет широкий спектр информационных, аналитических, консалтинговых, юридических и телекоммуникационных услуг. Одно из ведущих направлений компании - управление предпринимательскими рисками. Здесь СИнС предоставляет комплексное информационно-аналитическое обеспечение. О финансовой устойчивости (платежеспособности) также свидетельствуют такие данные, как отсутствие просроченной задолженности банкам, бюджету, поставщикам и другим кредиторам. Может проверяться также и устойчивость взаимоотношений предприятия с партнерами (количество и содержание договоров). Эти сведения позволят сделать вывод о перспективах компании. Любая уважающая себя информационно-аналитическая фирма не станет выдавать аналитическую справку по предприятию без отражения данного вопроса. Эффективность управления финансовыми ресурсами, как один из параметров надежности, характеризуется в частности частым обращением предприятия за судами в банки на длительный период деятельности, что считается отрицательным моментом финансовой устойчивости. Очень часто финансовое благополучие предприятия зависит от банка его обслуживающего. Все вопросы, связанные с безопасностью в этой сфере поможет решить Межбанковский информационно-аналитический центр. С апреля 1994 года центр выпускает еженедельный бюллетень "Банки и безопасность", основанный на сообщениях СМИ о совершенных в банках или в отношении них правонарушениях и преступлениях, о проблемных кредитно-финансовых учреждениях и признаках неблагополучия в них, о банковских рисках, кадровых перестановках в руководстве банков и т.д. На основе бюллетеней центра, создана регулярно пополняемая база данных "Банки и безопасность". База данных содержит информацию по надежности банков, имидж, кредитная политика и др. вопросы, необходимые для аналитических и маркетинговых исследований. Клиенты МИАЦ имеют возможность получать срочные справки или тематические подборки по их запросам в текущем режиме или приобрести БД, объем которой более 80 МБт. Информацию о банках также содержится в БД корпорации <Арсин> Банки России. Базе данных имеется информация о 6000 банках, филиалах и отделениях на территории РФ (адреса, телефоны, лицензии, учредители, владельцы, персонал, клиенты, партнеры, годовой баланс, открытые публикации о банке). Объем - 90 Мб. В случаях, когда предприятие выступает поставщиком товара следует установить, имеет ли предполагаемый покупатель достаточно средств для оплаты и сможет ли оно своевременно рассчитаться за поставленные товары. Когда предприятие - покупатель, соответственно, необходимо установить фактическое наличие декларируемого товара, соответствия заявленного количеству и качества... Начать сбор информации можно с получения наиболее общей информации о фирме. Подобные сведения содержаться в бизнес-справке, предоставляемой компанией Dan & Bradstreet. Это одна из старейших информационных фирм мира. На нашем рынке они работают с 93 года. Бизнес-справка содержит сведения о деятельности компании, ее владельцах, руководителях, финансовом состоянии, практике и сроках исполнения платежей. Последняя финансовая информация включает данные баланса, отчета о прибыли и убытках. Приводится рекомендуемый максимальный кредит, а также мнение аналитиков об уровне риска при сотрудничестве с ней. Информация об имевших место процедурах банкротства или арестах имущества. Судебные решения, случаи залогов имущества и иных финансовых обязательств. Юридическая форма компании, структура капитала, виды деятельности, история, данные о руководителях, сведения о филиалах, дочерних и материнских компаниях. Услуги D&B универсальны и стандартизированы, т.е. можно получить стандартный набор сведений практически о любой компании мира. Информация может быть получена либо непосредственно из массива имеющейся информации, такая информация может быть предоставлена в считанные часы. База данных Дан энд Бредстрит содержит информацию о более чем 35 миллионах компаний во всех странах мира. Либо информация может быть вновь собрана и проанализирована сотрудниками компании. Тогда срок выполнения заказа будет зависеть от региона, в котором работает фирма. D&B собирает информацию из всех доступных источников, имея офисы в 90 странах и сеть корреспондентов в более чем 200 странах. D&B в своих справках приводит информацию о балансе, как правило, добровольно предоставленную предприятием. В наших условиях, где предприятия стараются скрыть реальные объемы выпуска продукции, чтобы уйти от налогов, такая информация может быть не всегда достоверной. Наиболее дешевую и достоверную основную информацию по финансовой деятельности предприятия можно получить в ГМЦ Госкомстата. Где по каждому предприятию имеется информация в составе показателей годового бухгалтерского баланса и его приложений, в частности информацию об основных средствах, запасах и затратах, денежных средствах, капитале и резервов, финансовых результатах деятельности, движении денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности и др. Кроме того, Главный межрегиональный центр Госкомстата может предоставить и другую информационно-аналитическую статистическую информацию по промышленности, сельскому хозяйству, науки и инновациям, строительству, социальным вопросам, ценам и финансам, внешнеэкономической деятельности, торговле, транспорту, городам России. Статистические сведения концентрируется в специальных регистрах и базах данных. Однако информации, полученной в Госкомстате или содержащейся в бизнес-справке D&B, как правило, недостаточно, чтобы оценить все аспекты деятельности компании. Более глубокую информацию по российским и иностранным предприятиям можно получить в информационно-аналитических компаниях таких, как СИнС и <Аргус-информ>, ИКБ <Де-факто>, в фонде <Правопорядок-центр> и др. Существует еще одна опасность - заключение контрактов с попавшими в зависимость к криминальным структурам добросовестными предпринимателями. Связь с криминальными структурами - признак ненадежности будущего партнера. По данным ГУБЭП МВД в экономике страны действуют 1600 преступных группировок, которые контролируют около 4500 хозяйствующих субъектов. По словам генерального директора ИКБ <Де-факто> В.В. Попова, предпринимателю необходимо знать, не связанна ли эта фирма с криминалом: <В начале можно вложить деньги, а потом и близко к ним не подойдешь, все это будет неизвестно куда распылено>. Все руководители и сотрудники информационно-аналитических фирм выходцы из правоохранительных органов, опыт этой работы позволяет им успешно справляться с получением информации о криминальных аспектах деятельности предполагаемого партнера. Одной из организаций, способной оказать содействие в предупреждении ненадежности недобросовестности является Фонд <Правопорядок-центр>. Фонд - некоммерческая организация. Образован в ноябре 1994 года. В руководство фонда входят представители всех правоохранительных органов Центрального округа. Особенно стоит отметить то, что Фонд осуществляет широкую благотворительную деятельность. Для участников Фонда и лиц, пользующихся его услугами, через возможности фирм, являющихся членами фонда, осуществляется поиск надежных отечественных и иностранных партнеров. Оказывается содействие в подготовке необходимой документации при оформлении с ними соответствующих отношений. В базах данных Фонда содержится порядка 15 Гб информации о коммерческих фирмах (около 100 тыс. фирм). Информационно-аналитическое подразделение фонда предоставляет характеризующую информацию по предприятиям России, СНГ и иностранным фирмам. А также информацию о руководителях и сотрудниках отдельных субъектов, полученную из открытых источников. Информацию по криминальной тематике можно также получить из базы данных, распространяемой корпорацией <Арсин>. БД сформирована на основе открытых публикаций: криминальная хроника, скандалы, арбитражная и судебная практика, аварии, пожары. Ведется с 97 года, объем - 140 Мб. Бизнес-разведка (конкурентная разведка). В рыночной экономике для успеха часто бывает недостаточно обезопасить себя от мошенников, недобросовестных и ненадежных партнеров. Необходимо еще выиграть у конкурента. Выделяют следующие важнейшие задачи, которые необходимо решить для получения конкурентных преимуществ: * поиск путей развития, позволяющих фирме получить существенные преимущества над своими конкурентами; * разработка принципиально новых подходов к ведению бизнеса, открывающих фирме пути к захвату лидерства в отрасли; * своевременное раскрытие планов конкурентов по достижению конкурентного преимущества или совершению других потенциально опасных для фирмы действий. Поиск путей развития может состоять из рыночной и технологической составляющих. Преимущества можно получить за счет выхода на новые рынки и нахождение новых выгодных партнеров, а также за счет увеличения и обновления ассортимента выпускаемой продукции (оказываемых услуг). Последнее можно осуществить за счет привлечения новых научно-технических разработок, изобретений и ноу-хау. С этой целью, в частности, можно произвести изучение вновь выдаваемых патентов. На нашем рынке профессиональный патентно-информационный поиск может осуществить, например, фирма <Ай Пи Про>, осуществляющая консалтинг в области интеллектуальной собственности и защиту патентных прав. Партнеров по НИОКР поможет подобрать <Специальная информационная служба>. Защита своих патентных прав является одним из важнейших инструментов защиты конкурентного преимущества, связанного с созданием новых технологий и материалов или выпуском новых товаров, особенно в наукоемких отраслях. Они обеспечивают их владельцу монополию на использование изобретения. Таким образом, патент является важным стратегическим ресурсом фирмы в ее защите от конкурентов. Уникальность патентов в качестве элементов анализа конкурентной среды состоит в том, что все основные этапы получения патентов подлежат обязательному отражению в публикациях патентного ведомства соответствующей страны. Существуют также международные системы регистрации патентных документов. Это позволяет создать исчерпывающе полные базы данных по патентам, в том числе онлайновые базы, крупнейшая из которых предлагается компанией Questel-Orbit. Questel-Orbit является одним из подразделений крупнейшей коммуникационной компании мира FRANS TELECOM GROUP. Файлы он-лайновой системы Questel-Orbit содержат патентные документы, опубликованные более чем 50 национальными и международными патентными ведомствами, все европейские патенты. Также здесь содержится информация об американских компаниях, занимающихся высокими технологиями, информацию о нефтяной отрасли с 1964 года, информацию о компаниях промышленно развитых стран Европы, информацию о товарных знаках и из многих других сфер бизнеса. Однако в технологической гонке есть и свои подводные камни. Нет уверенности, что технологии и продукция фирмы не нарушают и не будут нарушать патенты или исключительные права третьих лиц. Патентные проблемы могут привести к росту себестоимости продукции и помешать некоторым новым разработкам. Фирме могут потребоваться лицензии, которые окажутся недоступными по приемлемым ценам. Фирма может быть вынужденной защищать свои интересы в судебном порядке, и процесс может оказаться трудоемким и дорогостоящим. Поэтому для безопасного ведения бизнеса всегда необходимо отслеживать патентную информацию. Осуществить поиск и подбор надежных потенциальных партнеров: поставщиков; партнеров по совместному производству; дистрибьюторов; участников инвестиционных проектов способны информационно-аналитические фирмы, такие как СинС, <Аргус-информ>, <Де-факто> и др.