Тема CSMIR05. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия. CПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. 1. Спрос и его изменения. Закон спроса. 2. Предложение товаров на рынке. Закон предложения. 3. Рыночное равновесие цен, спроса и предложения. Система цен. 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на ценовую эластичность. 1. СПРОС И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ. ЗАКОН СПРОСА. Спрос (demand) - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Следовательно, следует различать понятие "потребность" и "спрос", т.е. желание и возможность. Как правило, спрос меньше потребности, т.к. любая цена ограничивает число покупателей. Итак, спрос - это объем возможностей купли товаров в зависимости от установившейся цены на него. Важно заметить, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, в зависимости от множества прочих факторов. Из определения спроса устанавливается определенная закономерность, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Величина спроса - то максимальное количество товара, которое согласны приобрести потребители по данной цене. И при условии неизменности всех Кривая спроса - это кривая, которая показывает, по каким ценам в течение выбранного времени покупатели хотели бы приобрести товар. Она может сдвигаться влево и вправо. Увеличение спроса - кривая (DD) сместилась вправо, а при уменьшении спроса сместилась влево. Это, значит, произошло увеличение или уменьшение продаж товаров при неизменных ценах. Следует обратить внимание и отличать понятие сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса. Сдвиг кривой (D) означает, что под воздействием какого-то фактора (например, изменились вкусы потребителей) произошло изменение спроса. При перемещении по кривой спроса (это случается из-за изменения предложения) спрос не меняется, а увеличивается или уменьшается количество товаров. Это разграничение важно для понимания причин изменения цен товара. Итак, каждой цене товара соответствует определенная величина спроса, т.е. максимальное количество товара, которое согласны приобрести потребители по данной цене. Это позволяет дать определение закону спроса между уровнем цены (P) и величиной спроса на него (Qd). Существует обратная зависимость Qd = f(1/P) при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены, тем больше величина спроса, а чем выше цены, тем меньше величина спроса. Таким образом, закон спроса - это модель экономики, в которой цена определяет величину спроса, т.е. существует только эта зависимость, а все другие стабильны. Однако на спрос влияют и другие, неценовые факторы. Неценовые факторы: - вкусы потребителей, - доходы потребителей, - распределение доходов среди домохозяйств, - цена на товары-заменители, - общее число покупателей, - инфляция. В этом случае происходит изменение не величины спроса, а самого спроса. Чем ниже цены, тем больше величина спроса, а чем выше цены, тем она меньше - это закон спроса (см. график). Чем ниже цены - тем больше величина спроса, а чем выше цена - тем меньше величина спроса - это закон D (график). Почему снижение цены увеличивает D на него? 1. дешевый товар доступен всем. Рост покупателей означает рост D на товар 2. увеличивая объем купли товаров, п.ч. снизилась цена. Они способны удовлетворить свои потребности в большей степени. Здесь, прослеживая связь между динамикой Р, то с числом покупателей, то с величиной потребности. Эти два обстоятельства выходят за рамки "закона D". И экономисты объясняют его в виде 3-х "эффектов", которые возникают при снижении цены. 1. "Эффект роста выгоды". Любую покупку покупатель определяет сам, насколько она полезна для него, и сопоставляет со своими расходами. Снижение цены на товар уменьшает и расходы на него, а полезность прежняя, т.е. изменяя соотношение расходов на товар и полезность от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов (а это при снижении Р увеличивает D на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше. 2. "Эффект доходов" Снижение Р позволяет покупателю больше приобрести товаров. Только по отношению к данному товару подешевевшему. Его доход по отношению к этому товару растет. 3. "Эффект замещения" Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Замещая другие товары подешевевшим покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект доходов. Таким образом, рост Р, как и снижение Р на отдельный товар, вызывает многочисленные последствия. 2-й закон D - это закон рыночной экономики, т.к. он придает поведению, как покупателей, так и продавцов объективную экономическую логику. Это, в свою очередь, позволит прогнозировать их реакцию на изменение цены. Закон важен еще в том плане, что экономика достигла высокого уровня развития. Спрос может увеличиваться при снижении Р и уменьшаться при ее росте только при отсутствии дефицита. А там, где дефицит, мнение покупателя никто не учитывает, все диктует производитель. А рынок там, где равновесие D и S. Поставим вопросы: 1. действительно ли обратная зависимость величины D от уровня цены имеет характер закона? Имеют место противоречащие этому факты? Первый парадокс - рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателей еще большего роста цены. Покупатель рискует, ибо его ожидания могут не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения (слухи, намеки и т.п.). Следовательно, на динамику величины D влияет движение цены, ожидания покупателей, т.е. не только реальная цена, но и ожидаемая. Или социально-психологическое состояние становится экономическим фактором. И еще, величина прироста D при росте Р показывает степень инфляционной паники в обществе. Второй парадокс - факт ожидаемой цены. Чем ниже цена, тем выше величина D, но завтра может стоить еще дешевле (тенденция снижения цены). Третий парадокс - устойчивый не реагирующий спрос на дорогие товары. Здесь, кажется, закон D не при чем. Эти товары покупаются лишь п.ч. они устойчиво дорогие. Выгода покупателя - это беспроигрышное размещение денег. Эти товары устойчиво дорогие. Цена их имеет тенденцию к возрастанию. Цель покупателя - выиграть на завтрашних ценах. И это все логика "закона D". 2. Вопрос "Предложение товаров на рынке" Закон предложения. Создает товары и предлагает их потребителю производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и есть предложение (S - от латинского супрай), а назначенная им цена есть "цена предложения". Предложение, как и D? -особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей логикой и поведением участников. Логику эту можно понять через связь рыночной цены и величины предложения. Аналогично "Закону D (спрос)" в рыночной экономике действует "Закон S (предложение)": величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от изменения уровня цен (Р). Закон S - это реакция величины предложения на динамику цены : повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение наоборот величину S уменьшает. График "Закона S": Величина S - то максимальное количество товаров, которое согласны произвести производители по данной цене (все прочие факты неизменны). Строго различаем само предложение S и величину S. Закон S - прямое влияние цены на величину S, т.е. Qs=f(p). Т.о. "Закон S" имеет одну зависимость "Р-Qs", т.е. изменение в величине S выражается в движении по точкам кривой S. Неценовые факторы перемещают всю кривую S предложения. - технология производства (более совершенная техника снижает издержки, и выпуск товара увеличивается); - цена на ресурсы; - количество товаропроизводителей; - налоги и субсидии (первые приводят к снижению количества товаров, вторые - к их росту); Сдвиг кривой (SS) вправо означает расширение предложения товаров, смещение влево - произошло снижение предложения товаров. Особенности рыночного предложения: 1. Имеет место прямая зависимость между ценой и количеством их продаж на рынке 2. Следует различать понятия "объем товаров", их количество и "изменение предложения товаров". Это не одно и то же, т.к. первое изменяется с изменением цены и не смещает кривую предложения, второе (изменение предложения) - происходит смещение всей кривой предложения (вправо или влево). ТРЕТИЙ ВОПРОС. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ЦЕН, СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СИСТЕМА ЦЕН. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Это точка, где пересекаются кривые спроса и предложения. Равновесная цена устанавливает обе стороны - продавца и покупателя. На рынке "благодать" - нет излишков товаров, нет дефицита. Это рыночное равновесие. Можно установить 4 варианта изменения спроса и предложения, что сдвигает кривые: a) возрос спрос на товар, кривая D сдвигается вправо; b) уменьшение спроса на товар, кривая D смещается влево; c) увеличение предложения товаров, кривая S сдвигается вправо; d) уменьшение предложения, кривая S сдвигается влево (см. график) Т.о. на основе изменения спроса и предложения выделяют 4 правила: 1. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товаров. 2. Уменьшение спроса приведет к падению равновесной цены и равновесного количества товара. 3. Рост предложения товаров влечет за собой уменьшение равновесных цен и увеличение равновесного количества товаров. 4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товаров. В условиях свободной конкуренции и под действием законов рыночного ценообразования цены выравниваются автоматически. Но рыночное ценообразование может быть нарушено под влиянием монополии, государства и другими способами, даже волевыми, тогда говорят о ценах "пола" и "потолка". Цена "потолка" - это искусственно заниженные цены. Цена "пола" - это искусственно завышенные цены. На графике цена "пола" выше точки равновесия, а цена "потолка" ниже неё. Для фирмы, при планировании объемов производства, важно знать, от чего зависит спрос. Мы говорили, от чего он зависит: от цен, доходов, цен на товары, заменители и т.п. 4 ВОПРОС. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНОВУЮ ЭЛАСТИЧНОСТЬ Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью (термин пришел из физики, используется для измерения соотношения переменных, таких как цен, их количества, или объема продаж). Различные степени эластичности спроса по ценам Формула Еd = или Коэффициент эластичности D по Р (Еd) есть абсолютная величина процентного изменения в величине спроса (%?Q) к процентному изменению цены (%?Р) Этот коэффициент оценивает изменение количества спроса на 1% изменения цены. Эластичность может изменяться от 0 до бесконечности. Обычно различают типы эластичности. Типы эластичности: 1. Каждый процент изменения Р количество спроса изменяется на 1% Еd=1. Эластичность единична (унитарный) 2. Когда количество спроса изменяется в большей степени, чем цена. Спрос эластичен Еd >1; 3. Когда количество D изменяется в меньшей степени, чем Р. спрос неэластичен Еd< 1; 4. Когда количество D не изменяется при любом изменении цены. Спрос совершенно не эластичен (Еd = 0). Кривая D вертикальна. Значит, D абсолютно не чувствителен к цене, как бы продавец не изменял цену объем спроса постоянно 5. Когда количество D бесконечно изменяется при малом изменении цены. Спрос абсолютно эластичен (Еd = ). Разные товары имеют разный коэффициент эластичности. Продукты питания - слабая эластичность D по Р. предметы роскоши более чувствительны к снижению цены - D бесконечно эластичен. Коэффициент эластичности подвижен. Если изменяются условия рынка, спрос на один и тот же товар имеет разную эластичность. Например, появились товары - субституты, появился выбор у покупателей - эластичность D возрастает. Высокие Р на товар, то D быстро реагирует на их снижение (т.е. более эластичен), при низких ценах - медленнее (т.е. менее эластичен). Если цены так низки, что D полностью насыщен, эластичность исчезает, т.е. приближается к 0. Эластичность D может зависеть не только от его собственной цены, но и от изменения цен на другие товары. Например, рост цен на магнитофонную ленту может снизить спрос на магнитофоны. Рост цен на бензин увеличит число людей, пользующихся услугами общественного транспорта (и спрос на эти услуги). Это называется перекрестной эластичностью. Положительная перекрестная эластичность означает, что цены одного продукта изменяют объем D на другой, в том же направлении. Отрицательная перекрестная эластичность - обратная зависимость между изменением Р на один продукт и спроса на другой. Коэффициент перекрестной эластичности D на товары А и В ЕАВ = Эта формула показывает, что изменение в Р товара В на 1% ведет к изменению спроса на товар А на Е%(процентов). И еще, доход потребителей влияет на эластичность спроса. Положительная перекрестная эластичность означает, что цены одного продукта изменяют объем спроса на другой продукт. Отрицательная перекрестная эластичность означает обратную зависимость между изменением цен на один продукт и спросом на другой. Изменился доход потребителя, увеличивается, как правило, их D. Эластичность предложения по ценам это оценка (реакция производителей (продавцов) на изменение цен). Эластичность S по цене (ЕS) есть процент изменения предлагаемого количества продукта (Q), отнесенный к процентному изменению цен (Р). ЕS = . Факторы, влияющие на ценовую эластичность 1. Товар - предмет роскоши. Какая эластичность или товар первой необходимости (неэластична, D-эластичность). 2. Наличие хороших заменителей товара, - чем больше заменителей, тем эластичнее D. 3. Доля расходов на дополнительный товар в общем расходе потребителей ( чем меньше доля, тем ниже эластичность D) 4. Фактор времени: в долгосрочный период (D на Q товара больше эластичность, чем в коротком периоде времени). Коэффициент эластичности предложения так же подразделяется на эластичный ЕS > 1 неэластичный ЕS < 1 единичная эластичность ЕS = 1. Эластичность предложения зависит от того, насколько быстро производитель приспособится к изменившемуся спросу. Большое значение приобретает фактор времени. Обычно выделяют 3 периода, в течение которых производитель приспосабливается к изменению цен: краткосрочный среднесрочный долгосрочный. В краткосрочный период - объем предложения нельзя изменить. Кривая неэластична. Маршалл, пример со свежей рыбой. Быстро продана. При снижении цены ее количество не уменьшилось. Среднесрочный период - фирмы в отрасли увеличили (уменьшили) количество товара, но недостаточно для серьезных изменений. Они реагируют на изменение рынка в пределах существующих производственных мощностей. Длительный период - появляются новые производители данной продукции. Могут исчезать старые предприятия, появляются новые с новыми технологиями. Здесь производство приспосабливается к рынку, новому уровню цен, общественному спросу. Эластичность по ценам не одинакова в эти периоды. В краткосрочном - предложение фиксировано, не эластичность при изменении цен. В среднесрочном - производители увеличивают или уменьшают количество, но не изменяют условия производства S эластична по цене. В длительный период - S изменено более эластично. Т.о., рыночная цена - это цена, устанавливающаяся в зависимости от спроса и предложения на товар, услугу. В реально действующей экономике на сегодняшний день выделяют следующие виды цен и их классифицируют следующим образом (на 4 группы). I. ГРУППА С УЧЕТОМ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ. ЗДЕСЬ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ЦЕН: 1. Свободные цены - складываются на основе договоренности между продавцом и покупателем. Это зависит от рынка, без государственного вмешательства. 2. Договорные или контрактные цены. Цены основаны на договоре (контракте), где могут быть указаны верхний и нижний предел цен. Это зависит от инфляции. 3. Регулируемые цены. Государство устанавливает верхний предел цен. Управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг. Это может быть сырье, энергоносители, общественный транспорт, продукты первой необходимости. 4. Государственные твердо установленные цены. Не имеют право изменить продавцы. Государственные органы их фиксируют. II. ГРУППА УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН. ЦЕНЫ ЗАВИСЯТ ОТ ФОРМ И СФЕР ТОРГОВЛИ. 1. Оптовые цены - это производитель реализует свой продукт, услугу торговым предприятиям или торговым посредникам. 2. Розничные - в розничной торговле продажа потребителю. 3. Тарифы на услуги - цены (расценки) оплаты коммунально-бытовых услуг, телефон, радио. 4. Закупочные цены - государство закупает у населения. III ГРУППА УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН - ЭТО БИРЖЕВЫЕ И АУКЦИОННЫЕ ЦЕНЫ. ЭТО ЦЕНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА. IV ГРУППА - ЦЕНЫ МИРОВОГО РЫНКА.