Лекция МИР-07. Мировые информационные ресурсы: определение, классификация и характеристика основных структур (баз данных, сетей) по различным признакам. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - по законодательству РФ документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. установил, что И.р. являются объектом права собственности. http://www.bashedu.ru/search/PITER_YP/yp_toc.htm Ресурсы (Экономические ресурсы Resources; Economic resources От фр.Ressource - вспомогательное средство) Ресурсы - источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях. Классификация. Ресурсы подразделяются на три основные группы: - материальные ресурсы; - трудовые ресурсы, в том числе интеллектуальные ресурсы; - природные (естественные) ресурсы. Информационные ресурсы (Information resources фр.Ressources d'information) - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем. Государственные информационные ресурсы - в РФ - информационные ресурсы, полученные и оплаченные из федерального бюджета. Информационный массив (Информационно-поисковый массив Information retrieval fail) - совокупность зафиксированной информации, предназначенная для хранения и использования и рассматриваемая как единое целое. Информация может быть зафиксирована в виде публикаций, отчетов, электронных записей, микрокопий и т.д. Обычно на предприятиях и в учреждениях информационные массивы формируются по функциональному признаку. Информография - наука, изучающая топологию распределения, особенности и доступность информационных ресурсов в мировом сообществе и в отдельных странах. Информационные ресурсы общества http://www.kcnti.csti.ru/irr/22/4.html Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важных не только для социальной информатики, но и для информатики в целом, как фундаментальной научной проблемы. Этот термин стал все более широко использоваться в отечественной научной литературе после выхода в свет монографии Г.Р.Громова "Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования" [11]. Однако понятие информационного ресурса до сих пор все еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что оно является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Трудность здесь заключается в том, что понятие информационного ресурса тесным образом связано с фундаментальными, но еще недостаточно четко определенными понятиями, как "знания", "информация", "информационный процесс", "когнитивный процесс". Поэтому первой проблемой, входящей в состав данного направления исследований, является проблема раскрытия сущности информационного ресурса как формы представления знаний, его роли в социальных процессах, а также определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов в обществе. Для решения этой проблемы, по-видимому, потребуется не только новый взгляд на информационные процессы в об-ществе, но и новые подходы к пониманию механизма формирования знаний. Поэтому можно предположить, что в результате развития исследований в этом направлении могут возникнуть две новые научные дисциплины: информология как совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования информационных ресурсов, и информдинамика - наука о закономерностях преобразования одних форм информационных ресурсов в другие и о процессах их распространения в обществе [12]. "Информационный ресурс - это знания, представленные в проектной форме", - такое краткое, хотя и, может быть, недостаточно строгое определение, предложено в работе [12]. Оно представляется нам вполне приемлемым для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики в рамках настоящей работы. При этом мы будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть знаний, которая не только отчуждена от своих создателей, но и материализована в виде документов, баз данных и знаний, алгоритмов и компьютерных программ, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные для целесообразного социального использования. Другими словами, в понятие "информационные ресурсы общества" в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей - членов данного общества, и характеризуется уровнем их образования, воспитания и профессиональной квалификации. Эти важные факторы будут также проанализированы нами при рассмотрении других направлений научных исследований в области социальной информатики и, в частности, проблемы интеллектуализации общества. Вторая проблема заключается в необходимости разработки методологий количественной и качественной оценки имеющихся в обществе информацилнных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах. В настоящее время такие методологии не разработаны, что не позволяет определить оптимальные стратегию и тактику процессов информатизации страны. Это безусловно снижает эффективность усилий информатизации общества и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к новому информационному обществу. Третья проблема данного направления исследований заключается в необходимости создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов информационных ресурсов по регионам страны, а также в мировом масштабе. Сущность этой проблемы заключается в том, что, как уже показал опыт стран, вступивших на путь информатизации, региональный аспект имеет в процессе информатизации исключительно важное значение. Это обстоятельство особенно важно учитывать именно сейчас, на начальных этапах информатизации Российской Федерации, регионы которой существенно различаются как по своим информационным и экономическим показателям, так и по составу населения, уровню образования и профессиональной подготовки [б]. При этом мы исходим из теперь уже все более очевидного положения, что, если информационные ресурсы страны или региона рассматриваются как стратегически важная экономическая категория, сопоставимая по своей значимости с такими категориями, как запасы энергии, сырья или ископаемых, то для того, чтобы эффективно использовать информационные ресурсы, необходимо точно знать, где именно они находятся, кто ими владеет и кто в них нуждается, а также насколько эти ресурсы доступны и подготовлены для практического использования. Естественно, что для ответа на все эти вопросы необходимо будет не только создать автоматизированные информационные системы, включающие в себя банки данных и знаний об информационных ресурсах, но также разработать научные методы изучения характеристик источников и технологии формирования информационных ресурсов, методов описания их структуры и топологии размещения. Совокупность знаний в этой области и предлагается рассматривать как новую научную дисциплину - информографию. 2.2. Информационный потенциал общества Второе основное направление исследований в области социальной информатики должно объединить комплекс проблем, связанных с изучением основных свойств и возможностей практического использования информационного потенциала общества, под которым мы в дальнейшем будем понимать всю совокупность средств, методов и условий, позволяющих эффективно использовать информационные ресурсы. В эту совокупность должны быть включены не только все инструментальные средства информационной техносферы (аппаратные и программные средства информатики и вычислительной техники, средства информационных коммуникаций и информационных технологий), но также средства, методы и социальные структуры, содействующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, в понятие "информационный потенциал общества" предлагается включить не только весь индустриально-технологический комплекс средств информатики той или иной страны, но также и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых направлена на эффективное использование информационных ресурсов, а также на подготовку для этих целей необходимого количества специалистов соответствующей квалификации. Нам еще предстоит разработать необходимый понятийный и методологический аппарат для анализа структуры, динамики и закономерностей формирования информационного потенциала общества. Однако уже сейчас совершенно очевидна необходимость целенаправленных исследований в этой области, так как на современном этапе развития цивилизации информационный потенциал государства становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, численность и образовательный уровень населения. Одна из ключевых проблем данного направления исследований заключается в создании научно обоснованной методологии формирования и развития инфосферы, т.е. информационной техносферы и информационной среды общества, которые смогли бы удовлетворить его быстро возрастающие информационные потребности. Главными в этой проблеме являются следующие четыре крупномасштабные задачи: - проведение системных исследований для определения оптимальной структуры и стратегии развития национального парка средств вычислительной техники и информатики, достаточного для решения задач социально-экономического, научного и культурного развития конкретной страны, ее регионов и сфер деятельности людей; - организация автоматизированного проектирования и массового промышленного производства высоконадежных средств вычислительной техники, персональной информатики и связи, а также соответствующего программного обеспечения; - создание и развитие интегрированной телекоммуникационной среды общества на основе спутниковых и оптоволоконных систем связи и перспективных технологий их использования, обеспечивающих взаимодействие с соответствующими международными информационными системами и гарантирующих оперативный теледоступ абонентов к центрам хранения информационных ресурсов; - организация промышленного производства и внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового многопрограммного телевидения высокой четкости, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода-вывода и обработки изображений и т.п.). Только развитие и широкомасштабное внедрение перечисленных средств позволит смягчить последствия "информационного бума", которые сейчас в принципе не могут быть преодолены только за счет дальнейшего увеличения числа работников информационной сферы. Доля таких работников в США уже превышает 60% от общего количества занятых, а аналогичный показатель для региона бывшего СССР составляет 40%. В связи с этим хотелось бы особенно отметить важность проблемы повышения информационной культуры общества, т.е. степени его подготовленности к эффективному социальному использованию новых средств информатизации, информационных ресурсов и знаний. Суть проблемы заключается в том, что, как свидетельствует исторический опыт научно-технического прогресса, любые технические новшества становятся эффективными в социальном плане лишь в том случае когда они органически внедряются в культурную среду общества, становятся неотъемлемой частью его культуры. В то же время становится все более заметным снижение уровня подготовленности общества к использованию средств информатики, темпы развития которых быстро нарастают. Одна из причин этого заключается в том, что в последние годы проявилась и все более остро ощущается тенденция отставания уровня образованности в области информатики и информационных технологий от уровня развития информационных средств. Эта тенденция, имеющая глобальный характер, особенно остро ощущается в России, странах СНГ и ближнего зарубежья не только в связи с общеизвестной инерционностью их образовательной системы, но также и по причине отставания этих стран и регионов по уровню оснащенности современными средствами информатики от ряда развитых и развивающихся стран Запада и Востока. Поэтому информатизацию всей сферы образования, а также включение в систему непрерывного образования обязательных для специалистов любого профиля учебных курсов по основам современной информатики следует рассматривать как исключительно актуальную и стратегически важную социальную проблему. Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы специалисты получали не только необходимые знания и навыки для практического использования наиболее Массовых средств информатики, но также и представления о динамике развития и возможностях этих средств как нового инструмента для овладения информационным ресурсом общества. Еще одна крупная проблема данного направления заключается в том, что для обеспечения эффективного использования информационных ресурсов общества нам предстоит осуществить "электронизацию" его информационных фондов. На необходимость и важность решения этой грандиозной по масштабам и социальным последствиям проблемы справедливо указывал в своей блестящей футурологической работе академик А.П.Ершов [13]. Однако за прошедшие пять лет с момента публикации работы в нашей стране в этой области мало что изменилось. Даже в самых последних программах информатизации России данной проблеме еще не уделяется должного внимания, а необходимые для ее решения комплексы средств информатики и информационные технологии практически отсутствуют и не разрабатываются. А ведь, как справедливо отметил А.П.Ершов, именно "в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании" [13]. К сожалений, такое понимание задачи информатизации в нашей стране еще не сложилось. К нему нам еще предстоит прийти. Одно из перспективных направлений в решении данной проблемы -интенсивное развитие и широкое внедрение технических средств и информационных технологий подготовки, хранения и распространения информации на оптических видео- и ауди-одисках. Большая емкость и надежность хранения данных на этих носителях, их малые габариты и сравнительно невысокая стоимость, а также возможность массового тиражирования делают эти средства доступными для массового пользователя, а их широкомасштабное внедрение будет означать качественно новый, социально значимый скачок в использовании средств информатики. Второе направление связано со средствами преодоления "языкового барьера" пользователями автоматизированных информационных систем, которым необходимо обеспечить интерфейс на нескольких, часто разных по алфавиту, национальных языках. Решение проблемы идет сейчас по двум основным путям: создание различного рода пиктографических интерфейсов, для которых должны быть разработаны необходимые международные стандарты; создание технических и программных средств массовой информатики (принтеры, сканеры, терминалы и клавиатуры ПЭВМ и т.п.), способных поддерживать многоалфавитный интерфейс с пользователями в уже принятых международных и национальных стандартах. Не следует забывать, что указанные выше задачи, хотя, на первый взгляд, и представляются технологическими, по существу являются компонентами важной социальной проблемы - создания лингвистически "прозрачных" средств информатики, необходимых для поддержания и развития информационного пространства межнационального и международного общения [16]. Следующая крупная новая научная проблема рассматриваемого нами направления исследований связана с изучением закономерностей формирования и использования интеллектуального потенциала общества, его совокупного социального интеллекта. Эти понятия, возникшие в области социальной информатики в самое последнее время [12,13], безусловно, еще нуждаются в обсуждении и уточнении содержания. Однако нет сомнения в том, что социальная память людских сообществ, накопленные ими знания, опыт и методы творческого труда, многократно усиливаемые при помощи современных средств информационных коммуникаций и новых информационных технологий, а также все более широко внедряемых в практику систем искусственного интеллекта, становятся сейчас мощным фактором не только научно-технического, но и социального развития государств и поэтому требуют создания соответствующих методов научных исследований. Интересный подход к развитию исследований изложен в работе [12] Ю.М.Каныгиным и Ю.И.Яковенко, которые предлагают систему понятий новой научной дисциплины - социальной ког-нитологии, возникающей на "стыке" социальной психологии и информатики и изучающей механизмы массового интеллектуального социального творчества, а также проблемы социального использования информационного ресурса как одного из главных видов ресурсов человечества на современном этапе его развития. Еще одна актуальная проблема данного направления исследований заключается в изучении и использовании возможностей конверсии оборонного комплекса страны в интересах решения задач информатизации общества. Проблема является особенно важной для современного этапа развития Российской Федерации и стран СНГ, так как в течение длительного периода времени в этих странах значительные экономические, научные и людские ресурсы направлялись на создание средств и систем информатики оборонного назначения. Использование уже накопленного в данной области опыта, информационных технологий), математических методов, материальных и людских ресурсов в интересах информатизации страны, а также создание средств и технологий "двойного применения" - вот те первоочередные шаги, которые необходимо сделать на в этом направлении [б]. 2.3. Закономерности и проблемы информационного общества Следующее, третье по счету, крупное направление исследований в области социальной информатики включает в себя комплекс проблем, связанных с изучением основных характеристик грядущего информационного общества и закономерностей его становления и развития.При этом мы должны исходить из принципиального положения, что в информационном обществе главной социальной производительной силой должны стать знания, воплощенные в образовании и производственной квалификации специалистов и материализованные в новой технике, технологиях, организационных системах, продуктах и услугах. Поэтому самостоятельную проблему на этапе становления информационного общества представляет развитие информационной экономики и ее научной базы - информационной политэкономии,так как в обществе, которое будет ориентировано на преимущественное производство и использование знаний, должны действовать и сколько иные, пока еще неизвестные нам экономические 3d коны [7,14]. Здесь необходимо напомнить, что знания - это ресурс особого рода, который от использования не убывает, а, наоборот, приумножается. Использование знаний позволяет сэкономить другие производственные ресурсы, резко повысить качество изделий и услуг, получив при этом результаты, недостижимые никакими другими способами. Поэтому информация и знания - ничем не заменяемые ресурсы общества. В том, чтобы осознать это и научиться эффективно использовать информационные ресурсы в интересах достижения главных целей экономического развития общества, и заключается научно-методологическая сущность данной проблемы 1.1. Принципы каталогизации и классификации информационных ресурсов 10 1.2. Классификация информационных ресурсов по целевому назначению 18 1.3. Классификация типов информационных ресурсов 19 1.4. Классификация информационных ресурсов по уровням образования 32 1.5. Классификация информационных ресурсов для сферы образования по целевой аудитории 32 1.6. Предметные классификации 33 2. МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 34 2.1. Требования к системе метаданных 34 2.2. Структура информационной модели метаданных 39 2.3. Словари и классификаторы 43 2.4. Представление метаданных 45 2.5. Базовая информационная модель 45 2.6. Типы данных 76 2.6.1. Контейнер 76 2.6.2. Строка 77 2.6.3. Тип langstringtype 77 2.6.4. Тип datetype 78 2.6.5. Тип durationtype 78 2.6.6. Тип vocabularytype 80 2.7. Информационная модель vCard 80 2.7.1. Общая характеристика формата vCard 80 2.7.2. Структура информационной модели vCard 81 2.7.3. Параметры 83 2.7.4. Атрибуты 84 2.7.5. Ограничения по использованию атрибутов 94 2.7.6. Примеры 94 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ МЕТАДАННЫХ 97 3.1. Использование классификаторов 97 3.2. Профили метаданных 98 3.3. Использование имен каталогов, систем регистрации и схем идентификации информационных ресурсов 106 3.4. Использование типов контента MIME для представления типов данных, входящих в информационный ресурс 108 3.5. Представление информации о датах, времени и длительности 109 3.6. Представление информации о естественных языках 111 3.7. Рекомендации по использованию в метаданных формата vСard 112 3.8. Отображение информационной модели в набор элементов Дублинского ядра 114 4. ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 117 4.1. Пример описания издания на бумажном носителе (класс 4) 117 4.2. Пример описания информационного продукта (подкласс 1.1) 126 4.3. Пример описания программного продукта (подкласс 1.2) 133 4.4. Примеры описаний программно-информационных продуктов (подкласс 1.3) 142 4.5. Пример описания мегаресурса Internet (подкласс 1.4) 161 5. XML-привязка информационной модели метаданных ИР для сферы образования. Практические примеры 168 5.1. Спецификация XML-привязки информационной модели 168 5.2. XML Schema, описывающая экземпляр метаданных 168 5.3. XML Schema, описывающая словари LOM 169 XML Schema, описывающая словари RUS_LOM и расширения словарей LOM, приведена в прил. 6. 169 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170 ГЛОССАРИЙ 171 ЛИТЕРАТУРА 175 СПИСОК АББРЕВИАТУР 181 Приложение 1. Определения типов образовательных информационных ресурсов 183 Приложение 2. Коды наименований языков 203 Приложение 3. Коды названий стран 209 Приложение 4. XML-схема, описывающая экземпляр метаданных 215 Приложение 5. XML Schema, описывающая словари LOM 231 Приложение 6. XML Schema, описывающая словари RUS_LOM и расширения словарей LOM 234 Приложение 7. XML Schema для объектов vCard 237 Приложение 8. Развернутое описание XML-привязки метаданных ИР для сферы образования 244 Приложение 9. Пример описания экземпляра метаданных 373 Приложение 10. Пользовательский интерфейс приложения для заполнения метаданных ИР 381 Аннотация Рассматриваются проблемы систематизации информационных ресурсов для сферы образования и подходы к их решению, связанные с разработкой схемы метаданных, основанной на открытых стандартах и спецификациях, и классификацией информационных ресурсов для сферы образования. Предложена многоуровневая классификация типов информационных ресурсов для сферы образования, охватывающая компьютерные ресурсы (локальные и сетевые), а также ресурсы на аудио-, видео- и бумажных носителях. Описана информационная модель метаданных, сформированная как расширение концептуальной схемы Learning Object Metadata. Излагаются рекомендации по использованию в метаданных классификаторов и словарей, формата vCard, имен каталогов, систем регистрации и схем идентификации информационных ресурсов, а также представлению информации о датах, времени, длительности, естественных языках и странах. Определены профили метаданных, соответствующие типовым вариантам применения информационной модели. Приведены примеры описаний реальных информационных ресурсов. Монография рассчитана на разработчиков образовательных информационных ресурсов и систем управления учебным процессом, сотрудников органов научно-технической информации и библиотек, а также специалистов по информационных технологиям, занимающихся проблемами управления информационными ресурсами.