Лекция МИР-11. Мировые информационные сети: Мем, термин, предложенный биологом Ричардом Докинзом, обозначает <единицу содержащейся в психике индивида информации, которая, оказывая влияние на ход дальнейших событий, вызывает возникновение своих копий в умах других индивидов>. То есть мысли героев Карлейля, основополагающие идеи Лема очень удобно могут быть интерпретированы через мемы. Мем изначально возникает в сознании одной личности. Мем не пропадает - он зажигает другие умы. И светлее становится лишь в результате совокупного труда отдельных личностей, лишь воплощением их самых ярких мыслей. Под понятием <генотип> в науке подразумевается уникальное сочетание мужской и женской клеток, которое образуется в момент зачатия и формирует личность. Генетики считают, что данный генный код создает неповторимое единство, как бы программу, по которой человек развивается в течение всей жизни. Долгое время считалось, что эта программа не меняется и оказывает значительное влияние на те или иные поступки человека. Однако по теории профессора Смекала, помимо генов, существуют еще и так называемые <мемы>, которые дают даже <генетически неблагополучному> ребенку шанс на хорошее будущее. - Если ген - это биохимическая единица наследственности, то мем - это биохимическая единица опыта, - объясняет Владимир Смекал. - Данные многих исследований показывают, что темперамент и одаренность того или иного человека примерно на 60 процентов генетические и на 40 процентов обусловлены влиянием среды. Характер и способности, которые формируются на фундаменте одаренности - это и есть данные, которые сформированы в виде мемов. Они, как правило, закладываются в первые 6 лет жизни ребенка и становятся так же, как и генотип, своего рода уникальным кодом, сформированным социальными условиями. В 1995 году Бретт Томас (Brett Thomas) издал небольшим тиражом брошюру, которая называлась "Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания" (Meme Manual: A Cybernaut's User's Guide to Mind Viruses). Ниже выдержки из настоящего руководства. Определения даны, чтобы можно было дать вам основное концептуальное понимание предмета меметики. Далее идет список литературы для чтения (включая URLы), где вы можете узнать больше. Определения Мем: (Биологическое определение Докинза) Мем - это основная единица культурной передачи или инициации. Примеры мемов: музыкальные мелодии, лозунги - заклинания, мода, способы приготовления пищи, архитектура. (Психологическое определение Плоткина) Мем - это единица культурной наследственности, аналогично гену. Это внутренее представление знания. (Познавательное определение Деннетта) Мем - это сложная составная идея, которая самоорганизуется в отдельную запоминаемую единицу. Она развертывается посредством внешних проявлений, которые являются выражением мема. (Упрощенное рабочее определение Броди) Мем - это единица информации в сознании, чье существование влияет на события так, что большое число ее копий возникает в других сознаниях. Дополнительные определения и описания мемов: 1. Мемы - это метафора, теория для понимания распространения идей. Слово "мем" аналогично слову "ген" и уподобляет распространение идей распространению генов. В этой метафоре мемы сравниваются с вирусами, они инфицируют своих носителей так, что эти идеи всегда продолжают распространяться далее. 2. Мемы - это фундаментальные воспроизводящиеся единицы культурной эволюции. Заразные информационные паттерны, которые воспроизводятся паразитически, инфицируя сознания людей и видоизменяя их поведение, заставляя их распространять этот паттерн. Отдельные слоганы, лозунги - заклинания, музыкальные мелодии, визуальные изображения, изобретения, мода - типичные мемы. Идея или информационный паттерн не является мемом до тех пор, пока не заставит носителя реплицировать ее, повторить ее в ком-то еще. 3. Мемы представляют собой основные строительные блоки культуры. В макромасштабе мемы - строительные блоки культуры, языков, обществ, религий. В микромасштабе они являются строительными блоками каждого человеческого сознания. 4. Идея, рассматриваемая как репликатор, особенно с дополнительным значением, что мемы репродуктивно паразитируют на людях, как вирусы. Использование этого термина имеет дополнительное значение принятия идеи, что у людей культурная эволюция через отбор имеющих приспособительную ценность идей заменил биологическую эволюцию, идущую через отбор наследственных свойств. Меметика: Изучение мемов (наука о мемах). Теория для понимания распространения полезных информационных паттернов (идей). Меметика - наука о функционировании мемов: как они взаимодействуют, размножаются, эволюционируют. Вирус: Вирус - это любая сущность, которая использует внешние средства для своего копирования и заставляет эти средства копировать его. Вирус сознания: Вирус сознания - что-то во внешнем мире, что инфицирует людей с мемами. Те мемы, наоборот, влияют на поведение инфицированных людей так, что они помогают увековечивать и распространять вирус. Вирус СМИ: Вирусы СМИ - тип вирусов сознания. Они используют сообщения СМИ. Есть три типа вирусов СМИ: 1) Умышленные вирусы СМИ: реклама, агитация, действия СМИ, направленные на распространение идеологии или продукта. 2) Захваченные вирусы СМИ: их намеренно не выпускали, но ими быстро начинают пользоваться группы людей, которые надеются с их помощью продвинуть свои собственные цели. 3) Самозарождающиеся вирусы СМИ: плодятся благодаря случайным событиям, которые выявляют объективные интересы, и распространяются добровольно потому, что они попадают прямо в слабости общества и идеологический вакуум. Эволюционная психология: Наука, которая изучает основы и механизмы в нашем сознании, которые развились, чтобы поддерживать наши существование и размножение. Мем-аллергия: Форма нетерпимости, состояние, побуждающее лицо реагировать экстремальным способом, когда оно подвергается специфическому знаковому стимулу, или мем- аллергену. Экзотоксичные мем-комплексы обычно дают своим носителям опасную мем-аллергию. Часто настоящие мем-аллергены, чтобы вызвать реакцию, нуждаются не в том, чтобы быть предъявленными, но всего-лишь воображаемыми, как предъявленные. Распространенные мем-аллергии включают гомофобию, параноидальный антикоммунизм, порнофобию. Распространенными формами мем-аллергической реакции являются цензура, вандализм, воинственные словесные оскорбления и физическое насилие. Мем-комплекс: Набор взаимоподдерживающих друг друга мемов, которые коэволюционировали в симбиотических отношениях. Религиозные и политические догмы, общественные движения, художественные стили, традиции и обычаи, парадигмы, языки, и т.д. являются мем-комплексами. Они также называются м-плексами или схемами. Типы ко-мемов обычно находятся в схеме и называются: приманка, зацепка, угроза, прививка. Объединение мемов: Объединение самых разнообразных мемов, помогающих культуре или индивидууму. Изучение языков и путешествие есть методы распространения соответствующих объединений мемов. Инженер мемов: Тот, кто намеренно изобретает мемы, через расщепление мемов или их синтез, с намерением изменения поведения других. Писатели манифестов и коммерческих призывов являются типичными инженерами мемов. Инфекция: 1. Успешное кодирование мема в памяти в течение человеческой жизни. Меметическая инфекция может быть активной либо неактивной. Она неактивна, если носитель не чувствует себя склонным передавать мем другим людям. Фанатично активные носители часто являются мемботами или мемоидами. Лицо, которое было подвергнуто воздействию мема, но не вспоминает его (сознательно или по другим причинам) не является инфицированным. Носитель действительно может быть неосознанно инфицированным, и даже передавать мем другим, не зная об этом. Многие общественные нормы передаются этим путем. 2. Некоторые меметики используют термин "инфекция" как синоним термина "вера". То есть, только верящие являются инфицированными, неверящие нет. Однако, это употребление игнорирует факт, что люди часто передают мемы, не "веря в". Песни, шутки, фантазии - это мемы, которые не используют "веру" как стратегию инфицирования. Стратегия инфицирования: Любая стратегия мема, которая поддерживает инфицирование носителя. Шутки поддерживают инфицирование тем, что они смешные, мелодии тем, что вызывают разнообразные эмоции, лозунги - заклинания через выразительность и многократное повторение. Обычные стратегии инфицирования - "чувство коллективности", "злодей и жертва", "страх смерти" и "мы должны победить врага" т.е. игра на эмоциях. В мем-комплексе ко-мем приманка часто является центральным звеном в стратегии инфицирования. (См. стратегию репликации). Идеосфера: Сфера существования и эволюции мемов. Полная сумма всей совокупности разнообразия и взаимоотношений мемов. Состояние идеосферы может быть оценено по меметическому разнообразию. Медиасфера или датасфера: В то время, как экологи видят разнообразие жизни на нашей планете частью единого биологического организма, деятели СМИ видят датасферу как замкнутую систему современных информации, идей и образов. Будучи расширением планетарной экосистемы, датасфера служит почвой для возникновения и размножения новых идей в нашей культуре. Сознание подвергается воздействию датасферы всякий раз, когда входит в контакт с технологиями связи, такими как телевидение, компьютерные сети, журналы, компьютерные игры и видеоигры, факсы, радиопередачи, компакт-диски и видеокассеты. Вирусы СМИ распространяются по датасфере похожим на распространение биологических вирусов по сообществу путем. Носитель: Человек, чье сознание было успешно инфицированно мемом. Зацепка: Часть мем-комплекса, которая вызывает репликацию. Зацепка часто наиболее эффективна, когда она не является определенным утверждением, а является логическим следствием содержания мема. (См. приманка) Приманка: Часть мем-комплекса, которая обещает помочь носителю, обычно в ответ на репликацию комплекса. Приманка обычно объясняет, но не единственно необходимо вызывает репликацию мем-комплекса. Также называется ко-мемом награды. Во многих религиозных системах "спасение" является приманкой, обещанием награды, "нести Слово" есть зацепка. Другие распространенные приманки - "вечное блаженство", "безопасность", "процветание", "свобода". (См. стратегию инфицирования) Стратегия репликации: Любая стратегия, которая используется мемом для поддержки процесса повторения носителем мема в других людях. Мемы Большую часть всего, что есть необычного в человеке, можно вместить в одно слово: "культура". Передача культурного наследия аналогична генетической передаче: будучи в своей основе консервативной, она может породить некую форму эволюции. Мем - единица передачи культурного наследия или единица имитации. Примерами мемов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией. Посадив в мой разум плодовитый мем, вы буквально поселили в нем паразита, превратив тем самым разум в носителя, где происходит размножение этого мема, точно так же, как размножается какой-нибудь вирус, ведущий паразитическое существование в генетическом аппарате клетки-хозяина. Рассмотрим представление о Боге. Мы не знаем, как оно возникло в мемофонде. Возможно, оно возникало многократно путем независимых "мутаций". Во всяком случае это очень старая идея. Как она реплицируется? С помощью устного и письменного слова, подкрепляемого великой музыкой и изобразительным искусством. Почему эта идея обладает такой высокой выживаемостью? Напомним, что в данном случае "выживаемость" означает не выживание гена в генофонде, а выживание мема в мемофонде. На самом деле вопрос состоит в следующем: в чем та "особость" идеи о Боге, которая придает ей такую стабильность и способность проникать в культурную среду? Выживаемость хорошего мема, входящего в мемофонд, обусловливается его большой психологической привлекательностью. Идея Бога дает на первый взгляд приемлемый ответ на глубокие и волнующие вопросы о смысле существования. Она позволяет надеяться, что несправедливость на этом свете может быть вознаграждена на том свете. "Всегда протянутые руки", готовые поддержать нас в минуты нашей слабости, которые, подобно плацебо, отнюдь не теряют своей действенности, хотя и существуют лишь в нашем воображении. Вот некоторые из причин, по которым идея Бога с такой готовностью копируется последовательными поколениями индивидуальных мозгов. Бог существует, пусть лишь в форме мема с высокой выживаемостью или инфекционностью, в среде, создаваемой человеческой культурой. Возьмем частный пример: один из аспектов доктрины, весьма эффективный в укреплении религиозных устоев, это угроза адского пламени. Многие дети и даже некоторые взрослые верят в то, что они подвергнутся после смерти ужасным мучениям, если не будут выполнять требования церкви. Это особенно мерзкий способ убеждения, причинявший людям сильные психологические страдания в средние века и сохранивший свое воздействие даже в наши дни. Но он чрезвычайно эффективен. Невольно возни% кает мысль, что этот способ был придуман макиавеллиевскими священнослужителями, которых специально обучали психологическим методам воздействия. Я сомневаюсь, однако, что священнослужители были так изобретательны. Гораздо более вероятно, что бессознательные мемы обеспечили собственное выживание благодаря тем самым качествам псевдобезжалостности, которыми обладают гены, достигшие успеха. Идея адского пламени просто-напросто сама себя поддерживает вследствие своего чрезвычайно глубокого психологического воздействия. Она оказалась сцепленной с мемом о Боге, потому что обе они подкрепляют одна другую и способствуют выживанию друг друга в мемофонде. Другой член религиозного комплекса мемов называется верой. При этом имеется в виду слепая вера в отсутствие доказательств и даже наперекор доказательствам. Рассказ о Фоме Неверном излагается обычно не так, чтобы заставить нас восхищаться Фомой, но чтобы мы могли восхищаться поведением других апостолов по сравнению с ним. Фома требовал доказательств. Ничто не может быть более опасным для некоторых мемов, чем поиски доказательств. Других апостолов, вера которых была так крепка, что им не требовалось доказательств, выставляют нам как пример, достойный подражания. Мем слепой веры поддерживает самого себя с помощью такой простой осознанной уловки, как отказ от рационального исследования. Христианство Слепая вера может оправдать все, что угодно. Если человек поклоняется другому божеству или даже если он в своем поклонении тому же божеству придерживается другого ритуала, слепая вера может приговорить его к смерти - на кресте, на колу, от меча крестоносца, от выстрела на одной из улиц Бейрута или от взрыва в одном из баров Белфаста. Мемы слепой веры имеют собственные, не знающие жалости способы распространения; это относится не только к религии, но также к патриотизму и политике. По теме: читайте Базовые ценности религий (В. Истархов) Мемы и гены нередко подкрепляют друг друга, но иногда они оказываются в оппозиции. Например, холостяцкий образ жизни предположительно не наследуется генетически. Ген, который бы детерминировал безбрачие, обречен на провал и может сохраниться в генофонде лишь при весьма специфических условиях, существующих, например, у общественных насекомых. Но все же мем безбрачия может добиться успеха в мемофонде. Допустим, например, что успех данного мема решающим образом зависит от того, сколько времени люди тратят на активную передачу его другим людям. Все время, которое уходит не на попытки передать мем кому-то, а на что-то другое, с точки зрения мема можно считать потерянным временем. Мем безбрачия передается священниками мальчикам, которые еще не решили, чему они посвятят свою жизнь. Средством передачи служат разного рода воздействия, устное и письменное слово, личный пример и тому подобное. Допустим, что женитьба ослабила степень влияния священника на его паству, поскольку, скажем, семья стала занимать значительную часть его времени и внимания. Это и на самом деле было выдвинуто в качестве официальной причины усиления безбрачна среди священников. Если бы это было так, то отсюда вытекало бы, что выживаемость мема безбрачия могла быть выше, чем мема вступления в брак. Разумеется, в том, что касается гена, детерминирующего безбрачие, здесь было верно обратное. Веди священник служит машиной выживания для мемов, то безбрачие - полезный атрибут, который следовало бы в него встроить. Безбрачие - лишь один из второстепенных компонентов большого комплекса взаимно поддерживающих друг друга религиозных мемов. Мемы Р. Даукинс "Эгоистичный ген" ...РЕАЛЬНЫ МЕМЫ! Непонятные субстанции стремятся захватить власть над миром! Может быть, сегодня вы успешно сдали экзамен по английскому языку? Или придумали потрясающий коммерческий проект, который на ура приняли ваши коллеги? Или на дружеской вечеринке спели "Ой мама, шику дам" ничуть не хуже Киркорова? И вы, конечно, полагаете, что это исключительно ваша заслуга? Не обольщайтесь! Нет никаких личных заслуг, потому что нет личности, человеческого "я", эго. Есть мемы. Эти странные... то ли существа, то ли субстанции, то ли вообще непонятно кто оккупировали наш мозг. Они размножаются с невероятной скоростью и подобно вирусам передаются от человека к человеку. Что бы вы ни сказали, что бы ни сделали - это не вы, это мемы. Вся человеческая цивилизация - их заслуга! Чтобы было проще размножаться и атаковать людей, мемы кучкуются. Структуру, состоящую из множества мемов, ученые называют мем-комплексом, или сокращенно - мемплексом. Мемплексы - это языки, религии, научные теории, политические идеологии и т.п. Мемплексы крайне живучи. За тысячелетия своего существования они выработали иммунитет с помощью простой уловки: они не позволяют ни доказать себя, ни опровергнуть, в них остается только верить, как, например, прихожане церкви верят в бога, а математики - в аксиомы. Кстати, прикладное значение меметики заключается именно в том, чтобы распознавать мемплексы. Например, меметика чрезвычайно важна для понимания сути разного рода культов и идеологий. Вот как Сьюзан описывает культ: самоизолировавшаяся группа людей, зараженных одним мемом, полагает своей главной задачей служение этому мему, причем регулярно служители культа промывают мозги друг другу, т.е. снова и снова навязывают себе избранный мем. Увы, уничтожить мемплексы культов нельзя. Борясь с ними, можно убить парочку самых слабых мемов внутри мемплекса, но сильные непременно выживут, да еще и закалятся в борьбе, выработают иммунитет. Однако меметика помогает отличать вредные мемплексы от безопасных. Исследователи призывают людей все время быть начеку, помнить, что в любой момент им могут навязать вредный мемплекс, и не поддаваться, осмыслять всю полученную информацию и отсеивать подозрительные мемы. Об искусстве оригами и научной сенсации Человек не живое существо, а мем-машина. Человеческого "Я" не существует вовсе Почему в сказках разных народов обыгрываются одни и те же сюжеты? Почему популярные шлягеры цепляются даже к тем, кто терпеть не может легкую музыку? Почему у любого, пусть самого примитивного, религиозного учения так много последователей? Ученые утверждают, что нашли ответ на подобные вопросы. Этот ответ звучит коротко: "Мем". Действием мемов сейчас склонны объяснять абсолютно любое явление жизни. Каким польщенным, должно быть, чувствует себя профессор-биолог из Оксфордского университета Ричард Даукинс, первым придумавший этот термин! Когда Ричарду было девять лет, отец научил его складывать оригами. Из квадратного листа бумаги получался сначала катамаран, потом - буфет с открывающимися дверцами, затем - картина в раме и наконец - парусник, готовый если не к морскому походу, то к круизу по ванне. Но самым удивительным, вспоминает Даукинс, было не превращение листа бумаги, а то, как на новое увлечение мальчугана отреагировали его школьные товарищи. Вся школа бросилась складывать оригами! Эта мода распространялась со скоростью эпидемии кори и поражала всех подряд - от первоклашек до учителей! Когда мальчик рассказал об этом виновнику происшествия - своему отцу, тот ничуть не удивился. Напротив, отец сказал, что сам научился искусству оригами во время точно такой же школьной эпидемии. Даукинс вспомнил этот случай, когда приступил к работе над книгой "Эгоистичный ген". В книге автор по-своему трактует теорию Дарвина. Все мы наслышаны о естественном отборе, о том, что выживает сильнейший. Но от чего именно зависит сила или слабость живых организмов? Даукинс утверждает: от генов. Дарвинизм, по его мнению, следует понимать не как эволюцию самих животных, а как эволюцию их генов. Самка выбирает отнюдь не более сильного самца, а того, у которого качественные гены (силу, ловкость и прочие качества, без которых не проживешь ни в джунглях, ни в сибирской тайге, обеспечивают именно они). С каждым новым поколением гены все более совершенствуются, эволюционируют. Но это у животных. У людей все несколько иначе. Появление человека и развитие цивилизации внесли свои коррективы в теорию Дарвина. На заре человечества homo sapiens'у, безусловно, было не обойтись без физической силы. Но теперь она не является самым необходимым человеческим качеством, куда больше ценится интеллект, который также развивается из поколения в поколение. В таком случае должно быть нечто, что отвечает за эволюцию интеллектуальных качеств. Это самое нечто Ричард Даукинс и назвал мемами. Он придумал это слово, соединив английское memory - "память" и французское me me - "такой же", "тот же". Итак, что же такое мем? Будем отталкиваться от аналогии с генами, которую проводят и Даукинс, и все другие исследователи проблемы. Как и ген, мем - единица наследственного материала. Но если гены ответственны за синтез белков, ферментов и т.д., если в конечном счете они управляют всеми химическими реакциями организма и таким образом определяют его физические признаки, то забота мемов - мысли, идеи, чувства. По большому счету мем - это единица информации, а под информацией можно понимать все что угодно: научные знания, литературные тексты, анекдоты, кинофильмы, музыку, рекламные слоганы, крылатые выражения, моду и т.п. Мемы передаются от человека к человеку путем подражания. Все, чему вы научились, скопировав это у другого человека (водить машину, читать, складывать оригами, наконец!), и есть мемы. Как метко подметил Даукинс, мем - это "вирус ума". Сложно сказать, чего в теории Даукинса больше, - описаний реально существующего научного факта или выдумки, условностей, с помощью которых он объясняет поведение людей. Иными словами, говорит ли он о меме как об открытии того, что было всегда, но о чем не знали, или как об изобретении чего-то совершенно нового? На этот вопрос не ответит, пожалуй, и сам Ричард. Но как бы то ни было, мемы "от Даукинса" - чрезвычайно интересное явление! После выхода в свет "Эгоистичного гена" (1976 год) о них заговорили. Подобно тому, как раньше Ричард заразил товарищей эпидемией оригами, теперь он занес в научные круги эпидемию мемов. В самой тяжелой форме "заболевание" протекало у английского психолога Сьюзан Блэкмор. Книга Даукинса поразила ее настолько, что она забросила исследования паранормальных явлений, которыми занималась почти четверть века, и с головой ушла в меметику - науку о мемах. В результате Блэкмор во многом дополнила изыскания своего предшественника. Недавно она выпустила сенсационную монографию "Машина мемов". Предисловие к труду Сьюзан написал, кстати, сам первооткрыватель Ричард Даукинс. Вот что он пишет: "Я всегда был готов к тому, что однажды мысль о меме разовьется в красивую гипотезу о человеческом разуме. Но, пока не прочел книгу миссис Блэкмор, даже не догадывался, насколько грандиозной и плодотворной окажется эта идея!" Теория Блэкмор действительно грандиозна в первую очередь по своей новизне. Местами она кажется невозможной, местами - полностью вымышленной, а то и абсурдной. Но она невероятно увлекательна! Судите сами. В вашей голове поселился мем. И еще один. И еще... Главная цель мемов - размножение. Чем больше их будет, тем быстрее им удастся захватить отдельного человека, все человечество, планету, Вселенную. Им нужно мировое господство. И можно не сомневаться: они его получат, с их-то настырностью! Людей мемы используют самым бессовестным образом. Человек для них переносчик, помогающий в распространении по миру. Назовете их паразитами - не ошибетесь! Мемы распространяются как вертикально, от поколения к поколению, так и горизонтально, внутри одного поколения. Мы постоянно получаем или передаем их: когда читаем книгу или слушаем радио, когда рассказываем забавную историю или танцуем, когда играем в теннис или обедаем. Каждая наша мысль, эмоция, привычка - мем, а наш мозг - их средоточие. Так что теперь, если вас осенит оригинальная идея, знайте: очередной мем залетел к вам в голову. Наше сознание вообще не что иное, как комплекс усвоенных мемов. Кстати, меметики первый из упомянутых мемов отнесли бы к исключительным, а второй - к посредственным. Мем теории относительности потому и поселился в голове лишь у одного-единственного человека, что он уникален по своей сложности и значимости. Вспомните, с каким трудом вам в школе давалась физика! Все потому, что исключительные мемы не так легко передаются! Зато какой-нибудь чрезвычайно распространенный мем популярной песенки можно подхватить в два счета. Или другой пример: можно прочитать толстый научный журнал и ничегошеньки не понять (вот они - исключительные мемы!), а можно одним глазом просмотреть сборник анекдотов и, не прилагая особых усилий, запомнить его от корки до корки. Вообще мемы научных знаний или поэтических рифм, как тепличные растения, требуют особых условий: чтобы взрастить их в своем мозгу, следует немало потрудиться. Зато посредственные мемы, например, мемы нецензурных выражений, как сорняки, растут повсюду. Именно поэтому выругаться или спеть скабрезную частушку с равным успехом может и подзаборный пьянчужка, и академик: распространенным мемам все равно, в чьей голове оказаться, их так много, что они поражают абсолютно всех. Легко запоминающиеся мемы - везунчики! Они быстро находят себе жилище в виде человеческого мозга. Тягаться в распространенности с ними могут разве что мемы, затрагивающие наши физиологические потребности (а вы думали, почему так популярны эротические фильмы и сборники кулинарных рецептов!). Некоторые мемы находятся в нашей голове в течение всей жизни. Другие лишь временно гостят там. Вспомните, может быть, и с вами такое случалось: у вас была любимая байка, которую вы рассказывали в компаниях, но вдруг вы ее... забыли. С точки зрения меметиков, это вполне естественно. Определенный мем использовал ваш мозг в качестве временного носителя и покинул его, передавшись другому человеку. Кстати, не удивляйтесь, если когда-нибудь вы услышите свою байку в совершенно переиначенном варианте: распространяясь, мемы варьируются. Это объясняется тем, что процесс подражания несовершенен, человек не может скопировать что-то один в один, он обязательно привносит в это "что-то" изменения. Трансляцию мемов можно сравнить с игрой в испорченный телефон: недопонимание и возникающие из-за него ошибки при передаче мема видоизменяют его. Иногда мемам удается вырваться на свободу: по пути от одного носителя к другому они задерживаются в свободном пространстве. Тогда возникают слухи, распространенные убеждения. Обычно такое бывает в толпе, при большом скоплении людей, а значит, и мемов. Об этих случаях говорят: "Идеи носятся в воздухе". Мемы не вечны, они рождаются и умирают. Об идее, которая сейчас будоражит умы, лет через сто и не вспомнят: мем этой идеи погибнет. Кстати, обычно дольше всего живут уникальные, редкие мемы. С посредственными мемами ситуация обратная: их много, но их жизнь коротка. Некоторые мемы могут умирать, так сказать, на время. Люди ничего не знали о культурных памятниках древности, но вот археологи раскопали Трою и другие древние города, тем самым раскопав и оживив мемы археологических находок. Чтобы было проще размножаться и атаковать людей, мемы кучкуются. Структуру, состоящую из множества мемов, ученые называют мем-комплексом, или сокращенно - мемплексом. Мемплексы - это языки, религии, научные теории, политические идеологии и т.п. Мемплексы крайне живучи. За тысячелетия своего существования они выработали иммунитет с помощью простой уловки: они не позволяют ни доказать себя, ни опровергнуть, в них остается только верить, как, например, прихожане церкви верят в бога, а математики - в аксиомы. Кстати, по мнению Блэкмор, прикладное значение меметики заключается именно в том, чтобы распознавать мемплексы. Например, меметика чрезвычайно важна для понимания сути разного рода культов и идеологий. Вот как Сьюзан описывает культ: самоизолировавшаяся группа людей, зараженных одним мемом, полагает своей главной задачей служение этому мему, причем регулярно служители культа промывают мозги друг другу, т.е. снова и снова навязывают себе избранный мем. Увы, уничтожить мемплексы культов нельзя. Борясь с ними, можно убить парочку самых слабых мемов внутри мемплекса, но сильные непременно выживут да еще и закалятся в борьбе, выработают иммунитет. Однако меметика помогает отличать вредные мемплексы от безопасных. Исследователи призывают людей все время быть начеку, помнить, что в любой момент им могут навязать вредный мемплекс, и не поддаваться, осмыслять всю полученную информацию и отсеивать подозрительные мемы. К мемплексам Сьюзан Блэкмор причисляет и модели поведения человека, например ... склонность к контрацепции. Более того, она утверждает, что контрацепцию придумали... сами хитрые мемы, ведь бездетные люди могут всю свою энергию тратить на распространение мемов, а не отвлекаться на воспитание сыновей и дочек. Складывается парадоксальная ситуация: рождаемость падает, несмотря на то, что журналы, телевидение и Internet переполнены секс-мемами, к которым, как уже говорилось, человек по физиологическим причинам особенно восприимчив. Выходит, что разные мемы конкурируют друг с другом, среди них происходит та же борьба за выживание. Мемы дали людям Internet... в обмен на жизнь Для своего удобства мемы не только вынудили человека предохраняться. Они "изобрели" массу других трюков, помогающих распространению. Например, человеческий мозг не случайно такой большой (в соотношении с массой тела мозг человека больше мозга самых высокоразвитых животных в три раза). Меметики абсолютно уверены: мозг человека увеличили мемы. На протяжении всей своей истории люди подражали друг другу. Сначала это было несложно - прачеловек имитировал необходимые для выживания действия своего сородича: учился охотиться, разжигать огонь, выделывать шкуры мамонта. Для того чтобы скопировать все это, а значит, и перенять соответствующие мемы, не требовались особые умственные способности. Достаточно было посмотреть, как поступает другой, и повторить то же самое. Поэтому у древних был сравнительно небольшой мозг. Но в процессе эволюции мемы все усложнялись, а вслед за ними усложнялся и воспринимающий их мозг. Кроме того, в большом пространстве мемы чувствуют себя комфортнее, а поскольку их жилище - человеческий мозг, то он просто обязан быть большим. Кому же понравится жить в тесной квартирке?! Язык и речь тоже появились исключительно для того, чтобы обслуживать мемы. В процессе меметической эволюции мемам становилось недостаточно способности людей копировать действия друг друга, нужно было придумать что-нибудь новенькое. И мемы додумались! Они изобрели звук, а затем и разные группы звуков, т.е. слова. Речь - идеальный способ трансляции мемов, ведь она позволяет передавать их сразу нескольким людям и увеличивает точность воспроизведения. Для распространения мемов необходим и альтруизм, до недавнего времени бывший белым пятном теории эволюции. Последователи Дарвина долго не могли объяснить, откуда и для чего возникли такие человеческие качества, как доброта, бескорыстие, способность сострадать. Казалось бы, в условиях естественного отбора подобных слабостей быть не должно. Сьюзан Блэкмор расколола этот крепкий орешек: между друзьями мемы распространяются гораздо быстрее, чем между врагами, а значит, мемам выгодно, чтобы люди были альтруистами. В качестве примера она приводит деятельность различных благотворительных фондов. Блэкмор пишет, к примеру, что Фонд памяти принцессы Дианы формально делает немало добра, но истинное назначение организации не в этом, а в том, чтобы на видео, плакатах, футболках, зонтиках тиражировать мемы леди Ди. Такие достижения цивилизации, как письменность, книгопечатание, радио, телевидение, почта, факсы и т.п., меметики так же безоговорочно ставят на службу мемам. Люди зря тешат себя мыслью, что изобрели все перечисленное для своего удобства. Они прекрасно обошлись бы и без этого. Другое дело - мемы: им нужно распространяться, и для этого они провоцируют технические изобретения. Настоящая пора благоденствия для мемов наступила с появлением Internet'а. Уж теперь-то у них есть все возможности для завоевания мира! Кстати, по свидетельству основателя меметики Ричарда Даукинса, само слово "мем" и производные от него встречаются в сети 5042 раза. В Internet'е невероятное количество сайтов, посвященных меметике, статей с названиями типа "Мемы, метамемы и политика", "Мемы и пресса" и даже "Мем-садоводство". Но все это - мелочи по сравнению с религиозным движением фанатиков меметики! Секта также действует в Internet'е, называется "Церковь Вируса" (сами мемы иногда именуют "вирусами ума") и почитает своим заступником и покровителем святого Дарвина. Говоря о том, что мемы стремятся захватить человечество и господствовать над ним, мы ничуть не преувеличивали. Более того, по мнению меметиков, господство над людьми - это программа-минимум мемов. По большому счету они хотят вообще уничтожить человечество. Как же мемы будут распространяться, если не станет людей? На этот счет есть такая теория. Люди давно говорят о создании искусственного интеллекта. Но мы-то уже знаем, что мысль изреченная есть вырвавшийся на свободу мем. То есть идея искусственного разума, как и все остальные идеи, принадлежит не человеку, а мемам. Они прекрасно смогут обходиться без людей, когда создадут им замену - разумных роботов. Если такое случится, мемы станут независимыми от человека, перестанут в нем нуждаться и... Фантастика? Возможно, нет, ведь примеров жестокости мемов множество. До эпохи искусственного разума еще далеко, а мемы уже уничтожают людей. Чем, как не жестокостью и эгоизмом мемов, можно объяснить идеи и модели поведения, пагубно влияющие на людей? Наркотики - величайшее зло, от которого погибли тысячи людей. Но мемплекс наркомании не интересует, погибнут его носители или останутся в живых, ему важно одно: чтобы носителей было как можно больше. Поэтому наркомания продолжает распространяться. Многие политические идеи требуют жертв-камикадзе, опять-таки мемы этих идей, распространяясь, используют человека и нимало не заботятся о его жизни. Сьюзан Блэкмор называет подобные мемы автотоксичными, т.е. вредными, разрушительными для носителя. Уберечься от них, по мнению исследовательницы, можно лишь одним способом - забить свой мозг другими мемами. Это как в случае с генами: чем их больше, тем здоровее человек. Если в вашей голове будет много хороших мемов, взятых из книг, фильмов, бесед с умными людьми, ваш иммунитет к заражению опасными мемами повысится: на глупости не останется ни времени, ни места в мозге. "Я" не "я", а я-плекс Итак, любое явление жизни Сьюзан Блэкмор объясняет действием мемов. Наука, культура, искусство, религия, сама цивилизация - все это порождение мемов. Человек же абсолютно ни при чем. Исследовательница отказывает ему в мало- мальски самостоятельной мысли. Похоже, она вообще не считает человека живым существом, поскольку называет его не иначе, как "мем-машиной" (отсюда и название книги). На взгляд Сьюзан, человеческого эго не существует вовсе. "Эго - это гигантский мемплекс. Пожалуй, самый коварный и всепроникающий из всех, - пишет она. - Конечно, если посмотреть с традиционной точки зрения, то покажется, что люди - личности, способные мыслить и выдвигать идеи. Но если взглянуть на мир, помня о мемах, станет ясно, что человек всего-навсего организм-хозяин, несущий в себе мемплексы. Сами люди не обладают мыслями, не генерируют идеи, а лишь имитируют, сохраняют и передают их". Блэкмор даже предлагает особый термин - "я-плекс", соединяющий в себе понятия "я" и "мемплекс". Центр я-плекса - то, что мы называем своим внутренним "я", индивидуальностью, сознанием. Вокруг "я" группируются наши самые излюбленные мемы. Любой мем, попадая в человеческий мозг, проходит своего рода отбор: мы либо принимаем его, либо нет. Не понравившиеся мемы могут тут же вылететь из головы или заваляться где-то на задворках памяти. Бывает, к слову, и так, что мем (даже самый безобидный) не нравится настолько, что вызывает настоящую аллергию. Мем- аллергия проявляется в разного рода фобиях: гомофобии, порнофобии, ксенофобии и т.д. Признаки тяжелой мем-аллергической реакции: требование строгой цензуры, акты вандализма, грубость и даже физическое насилие по отношению к носителям неугодного мема. В общем, все те, кто категорически против (не важно чего), - мем-аллергики. Но уж если мем нам приглянулся, мы принимаем его в я-плекс, приближаем к "я", как император приближает к себе фаворитов. И тогда, если это мем какого-то политического движения, мы на всех выборах будем голосовать только за это движение. Если это мем музыкальной группы, мы будем слушать только ее. Если это мем рекламы "Спрайта", мы будем дуть "Спрайт" литрами, чтобы - не дай Бог! - не засохнуть, пусть даже потом нам придется лечь в больницу с гастритом! Одним словом, наши убеждения, верования, пристрастия, все наше самое-самое любимое - это я-плекс, мемы-фавориты, сгруппированные вокруг некоего центра в мозге. Этот центр условный, что подтверждают и открытия в области нейробиологии. Нейробиологи доказали, что так называемого внутреннего "я" не существует. В человеческом мозге нет никакого центра управления полетами, а есть множество равнозначных фрагментов. Идею внутреннего "я" отрицают не только смежные с меметикой науки, но и некоторые философские учения, религии. Философ XVIII века Дэвид Юм сравнивал "я" с группой ощущений, связанных воедино общей историей, то есть "я" для него было не стабильной сущностью, а, скорее, историей про "я", которого в реальности не существует. Буддисты считают, что существуют только действия и их последствия, а того, кто их совершает, нет. Но, если все это так, если эго не существует, то почему человечество заблуждалось на протяжении тысячелетий, наивно полагая, что само творит историю, обладает разумом, совершает научные открытия и создает культурные шедевры? Оказывается, обманываться нас вынуждали все те же мемы! Они заставили людей поверить, что человеческие индивидуальности действительно существуют. Дав нам иллюзию реального существования, ютящиеся в наших головах мемы преследовали одну-единственную (другой у них нет) цель - размножаться, распространяться и создавать все новые фантомы. Им гораздо проще делать это тайно, оставаясь непознанными для людей. Сьюзан Блэкмор и ее коллеги-меметики вмешались в планы мемов, рассказали о них всему человечеству, сделали тайное явным. И уж как прореагируют на это мемы, остается только гадать! Мем-теорию бурными овациями приветствовали многие современные ученые. К примеру, философ Дэниэл Деннетт и социолог Эдвард Вилсон вовсю употребляют понятие "мем" в своих научных трудах и лекциях. Но пока ни один адепт меметики не может объяснить, как измерять мемы (что считать за единицу), как именно мемы передаются от человека к человеку, каким образом они сосуществуют в мозге, имеют ли они физическую оболочку, мутируют ли в процессе эволюции и т.д. Однако такие частности не смущают автора "Машины мемов" Сьюзан Блэкмор. Она знает, что ее увлекательная монография имеет все шансы стать бестселлером - тем самым мем ее идеи получит прекрасные возможности для распространения.