Лекция МИР-15. Экономические проблемы информационного бизнеса Проблема (от греч. problema - задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения П. служит её правильная постановка. Неверно поставленная П. или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных П. Основные экономические <проблемы>. Основные экономические проблемы - универсальные проблемы, присущие любому обществу: -1- Что произодить? -2- Как призводить? -3- Кто должен производить? -4- Для кого производить? Словарь синонимов Задача, задание, загадка, вопрос, урок, дилемма, проблема, теорема, альтернатива; назначение, поручение, командировка, миссия. См. вопрос, загадка Л поставить задачей С точки зрения решения четырех основных экономических проблем все общественные формирования можно разделить на: - сообщества, решающие экономические проблемы на основе инстинкта; - сообщества, решающие экономические проблемы на основе традиций; - сообщества, решающие экономические проблемы на основе команд; - сообщества, решающие экономические проблемы на основе рынка. Экологическая проблема - глобальная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человечества и особенно обострившаяся во второй половине 20 века. Кроме индустриализации, углублению экологической проблемы способствовали ядерные испытания, проводимые в трех средах географической оболочки Земли. К экологической проблеме относятся: - сокращение площади лесов в умеренном и в тропическом поясах, следствием чего является сокращение источников поступления кислорода в атмосферу; - опустынивание территорий в результате нерациональной хозяйственной деятельности; - уменьшение биологического разнообразия растений и животных Земли из-за разрушения среды их обитания и др. Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах. Региональные проблемы человечества - проблемы и ситуации, которые затрагивают население отдельных стран или частей материков. В зависимости от характера региональные проблемы могут перерастать в глобальные. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран - глобальная проблема человечества, сочетающая в себе демографическую, экологическую, продовольственную проблемы. что мешает? До сих пор вместо электронного документооборота (а иногда даже параллельно с электронным) используется бумажный, что многократно увеличивает трудоемкость и время обработки документов, увеличивает расходы. Парадокс в том, что в то же самое время работники этих же предприятий охотно пользуются личной электронной почтой для частной переписки и ходят в Интернет для удовлетворения своих личных информационных потребностей. Наша система образования во многом игнорирует наличие Интернет и связанных с ним технологий. Интернет считается частью компьютерной подготовки, и им обычно пользуются только на занятиях, посвященных информатике. В лучшем случае читают спецкурсы, в которых обучают технологиям - Web-дизайну, работе с поисковыми машинами, каталогами, порталами., но ничего не говорят о том, каким образом использовать Интернет для решения конкретных бизнес-задач - например, как организовать коллективное удаленное обсуждение и принятие документа с помощью электронной почты, да и как вообще строить бизнес-процессы в эпоху Интернет. Наличие Закона об электронной цифровой подписи - миф, пока отсутствуют легитимные механизмы признания электронных документов в качестве оных. Закон об электронной цифровой подписи в Беларуси не работает. Непосредственная причина та же, что и в России - отсутствие конкретного программотехнического решения, коммерческого продукта, признаваемого государством и обществом, который можно легально приобрести и использовать в массовом порядке наравне с обычной печатью. Что толку, что мы приняли этот закон едва ли не раньше, чем в США? Само по себе наличие или отсутствие закона не создает предпосылок для развития электронного бизнеса. Миф о якобы быстром развитии электронной торговли раздувается всемерно. На самом деле отрасль находится в зачаточном состоянии. Дальше индивидуального предпринимательства с несколькими продажами в день дело не идет. По сути дела, предложение сегодняшних электронных магазинов намного превышает платежеспособный спрос. Ну, не привыкли наши люди покупать заочно, даже по телефону не любят заказывать, не то что по Интернету. Считается, что электронная торговля становится прибыльной только после того, как Интернет будет доступен хотя бы 30% населения, а этого ждать еще лет 10. Оттого и не рвутся в Интернет обычные торговые предприятия: им нынешние обороты отечественной электронной торговли представляются смехотворными, и они если и заводят Интернет-магазины, то больше "для галочки". Неудивительно, что услуги таких магазинов обычно имеют низкое качество: товар зачастую доставляется не вовремя и даже не вполне тот, что заказан, а тот, что есть на складе, часто без предупреждения. Проблема оплаты Отдельную роль играет отсутствие возможности безналичной оплаты товаров и услуг по электронным пластиковым карточкам. Стандарты безопасности белорусской национальной платежной системы БелКарт не допускают авторизации карточек без их вставки в специальное устройство ценой в 300 долл, поэтому в обозримом будущем не может быть и речи об оплате карточками БелКарт через Интернет. Но это не причина: в конце концов, для оплаты товаров и услуг можно использовать международные карточки Visa или MasterCard. Существует и специальная дешевая карточка для оплаты только через Internet - Visa Internet. Однако и их пока невозможно использовать для оплаты белорусских товаров. Дело в том, что в настоящее время ни один белорусский банк не имеет лицензии на осуществление приемов платежей (эквайринга) в пользу электронных магазинов. Конечно, ее можно было бы получить, однако стоимость лицензии на этот вид деятельности при существующих оборотах магазинов и количестве карточек на руках у населения не оставляет никаких надежд на окупаемость услуги эквайринга в ближайшее десятилетие. Число карточек международных платежных систем в стране растет довольно медленно, ибо население не очень-то верит нашим банкам и, главное, налоговым органам. Чрезвычайно распространено заблуждение о том, что сам факт владения карточкой или расплатой по ней дает компрометирующий материал для налоговых органов независимо от фигурирующих сумм. Сегодня пользователей Интернет во много раз больше, чем держателей карточек, и число пользователей Интернет растет на порядок быстрее числа вновь выдаваемых карточек. Ну, не верит наш народ в карточки, и всё тут. При оплате наличными становится необходимой личная встреча продавца с покупателем с предварительным телефонным подтверждением заказа, что вовсе сводит отечественную Интернет-торговлю к разновидности приема заказов по телефону. Почему? Каковы же причины слабого использования Интернет в Беларуси? Главная причина - отсутствие сложившейся практики. Нашему народу свойственен традиционный уклад, культ разумного минимума и устоявшихся привычек. Зачем пытаться применять что-то новое, если предприятие и так работает, особенно если предприятие чужое? Должно смениться как минимум одно поколение, а то и два, прежде чем потенциал Интернет начнет использоваться в полную силу. Конечно, консерватизм свойственен всем народам, но нашему - в особенности. Еще одна важная причина - экономическая. Зачем пытаться компьютеризировать, если человеческий труд применять в наших условиях зачастую дешевле! Если на Западе месячная стоимость содержания специалиста примерно равна цене десятка компьютеров, то в нашей стране соотношение обратное - цена компьютера сопоставима с годовой зарплатой специалиста. Для повышения экономической эффективности на белорусских предприятиях впору выбросить все компьютеры и заменить их людьми. Заодно и проблема безработицы снимется. Наконец, мы все в действительности пока недостаточно понимаем, как можно использовать Интернет. То, что мы видим сегодня, связано с лобовыми попытками механически перенести в Интернет уже известные вещи - телеграф (электронная почта), газеты и журналы (новостные ресурсы), заводские многотиражки, хранилища чертежей и методички "ДСП" (корпоративные порталы), рекламные буклеты (корпоративные сайты), посылочную и курьерскую торговлю (электронные магазины), рекламные печатные издания (порталы). Это напоминает первые годы телевидения, когда его считали радио с картинками, и только спустя десятилетия научились по-настоящему использовать его потенциал - и зрелищный, и рекламный, и образовательный. Что делать? Перефразируя Евклида, царских путей в Интернете нет. Всё, что нам остается - идти эволюционным путем. Есть решения, преимущества которых для большинства людей очевидны и неоспоримы, и которые можно и нужно внедрять уже сегодня - например, электронная почта и Web-сайты. Сегодня, кажется, ни у кого не вызывает сомнений необходимость использования электронной почты для организации бизнес-процессов внутри и вовне предприятия, а Web-сайтов - для распространения информации о предприятии среди потенциальных клиентов и партнеров. Необходима всяческая пропаганда преимуществ Интернет, а также и немедленное внедрение Интернет-технологий всюду, где это экономически оправданно. 1.1. Основные проблемы мирового бизнеса и России неравномерность развития рынков слабая покупательная способность населения Традиционный бизнес и Интернет-коммерция 1.1.1. Интернет-трейдинг 1.1.2. Интернет-банкинг Достоинства и недостатки, интернет-банкинг в России, системы интернет-банкинга, перспективы 1.1.3. Электронно-цифровая подпись 1.1.4. Законодательное регулирование электронной коммерции 1.1.5. Перспективы электронной коммерции Последние достижения в области информационных технологий и Интернета дают основания считать, что в ближайшем будущем произойдет повсеместный переход от обычной коммерции к коммерции электронной и мобильной. Больше других в электронной коммерции преуспели США, Канада и развитые европейские страны, такие как Великобритания, Германия, Франция. Электронные возможности ускоряют все процессы в несколько раз, в том числе и процессы развития компаний или, наоборот, их разорения. Именно те компании, которые воспользовались е-возможностями, выживут, а другие (поленившиеся, не поверившие) вымрут, так как не успеют приспособиться к изменившимся кардинально условиям. Лет через пять е-бизнес станет повсеместным и в выигрыше окажутся те компании, которые внедрят эти технологии первыми. В первую очередь использование Интернета может дать такие преимущества перед обычным предприятием как возможность быстрой и дешевой коммуникации и оперативный доступ к информации о рынке и других участниках рынка. В результате электронная коммерция выгодна всем участникам рынка: поставщикам (производителям), клиентам и продавцам. Первые расширяют рынок сбыта товаров и услуг, вторые имеют большую возможность выбора, а третьи, выполняя роль посредников между поставщиками и покупателями, - и то, и другое. 1.2. Основные проблемы бизнеса в интернет Интернет - это огромное информационное пространство, в котором действуют ваши партнеры и возможные клиенты. И самое странное для современного человека - это потрясающая возможность найти своего партнера где-то в Южной Америке или в Исландии: в то время как без Интернета, ни вам, ни ему в голову не могло бы прийти, что вы можете быть полезны друг другу. Реализация бизнесс-процессов в Интернете и связанных с ними информационных технологий относится к основным областям деловой активности в России, связанным с Интернетом. Данный вид услуг заключается в создании систем электронной коммерции, систем управления банковскими и финансовыми операциями, виртуальных корпоративных и межрегиональных сетей обмена информацией, а также других прикладных систем. Оценить объем этих услуг затруднительно. Наиболее распространенными в настоящее время представителями систем электронной коммерции на финансовых рынках являются системы интернет-трейдинга и интернет-банкинга. Несмотря на очевидное удобство практического использования Интернета в коммерции, активная коммерческая деятельность все еще сдерживается рядом - технических, - организационных, - юридических, - экономических, - психологических и - других проблем. Важнейшими сдерживающими факторами, на наш взгляд, в России являются: - малое число и ограниченность контингента пользователей Интернета; - отсутствие развитой системы электронных платежей, имеющей выходы на зарубежные платежные системы; - невысокая пропускная способность существующих средств связи; - зачастую оправданное недоверие россиян к банкам и коммерческим структурам. Об ограниченности контингента пользователей Интернета свидетельствуют оценки РОЦИТ (Региональный общественный центр интернет-технологий) и других организаций, проводящих опросы населения. Собранные данные свидетельствуют о том, что в России на начало 1999 г. на работе или дома Интернетом пользовались около 1,5 миллиона человек. Наиболее активно с Интернетом имеют дело жители Москвы, Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и некоторых других крупных городов. Совсем недавно около 60% пользователей имели "московскую прописку". Теперь более половины всех таковых живут за пределами больших городов. Показатели использования Интернета во многих других странах существенно превышают наши. Так, в 1998 году 43% американских семей имели компьютеры и около одной четверти семей (26%) были подключены к Интернету. Отсутствие в России развитой системы электронных платежей (кредитных карт, смарт-карт или e-cash, электронных денег), безусловно, снижает объем возможных финансовых расчетов в Интернете. В особенности это относится к операциям по схеме "бизнес-бизнес". Существующие массовые коммуникационные каналы имеют недостаточную пропускную способность, поскольку до сих пор их роль, в основном, выполняют аналоговые телефонные линии. Для перехода пользователей Интернета к инфраструктурам с большей пропускной способностью требуется существенное снижение платы за пользование скоростными каналами связи. Среди других факторов, тормозящих развитие электронной коммерции в России, можно привести следующие: - безопасность и защита индивидуальных данных, - отсутствие единых стандартов, - согласование налогообложения различных стран и - защита интеллектуальной собственности. Многие всемирно известные фирмы терпят убытки, а потому с нетерпением ждут принятия стандартов электронной торговли, например стандарта Open Buying on the Internet (OBI). 1.3. Проблемы бизнес-кадров и бизнес-образования Корпоративный тренинг или МВА? Проблема бизнес-школ три объяснения того факта, что бизнес-школы относительно не заинтересованы в подготовке по лидерству/руководству людьми. Во-первых, бизнес-школы еще пока не почувствовали своего провала в этом вопросе. Они еще не пришли к той кризисной стадии, которая так часто является катализатором изменений. Во-вторых, в бизнес-школах отмечается засилье преподавателей - любителей перемалывания цифр, специализирующихся на финансах, бухучете и численных методах. Эти преподаватели не понимают качественных аспектов менеджмента. В-третьих, бизнес-школы просто не знают, как предоставлять соответствующую подготовку. И дело здесь не только в том, что существует большая разница между преподаванием и предоставлением подготовки или тренингом, но и в том, что учебный план бизнес-школ в большинстве случаев представляет собой компромисс <между феодальными вассалами>, что приводит к <субоптимизации> составных частей, а не к созданию цельной системы обучения, которую при необходимости можно было бы легко перестроить. практика тренинга требует действия, тогда как практика обучения требует только изучения теории, которая может быть правильной, а может быть и неправильной. Для обучения или преподавания требуется учитель и учащийся, а для тренинга, кроме того, требуется и выполнение какого-нибудь действия. некоторое представление о том, что мы скажем и как мы будем реагировать в напряженной обстановке, и мы готовы решать чужие проблемы, когда мы не испытываем эмоциональной связи и когда ничто не угрожает нашему эго. Однако когда в дело замешаны наши эмоции, мы не всегда сами поступаем так, как рекомендуем это делать в учебных ситуациях. Главное здесь в следующем: если преподавание других предметов в рамках программ MBA требует в основном изучения теории и поэтому в этом случае можно <обучать>, то лидерство/руководство людьми всегда связано с деятельностью и, следовательно, этому нужно не <обучать>, а готовить, то есть предоставлять соответствующий тренинг. Сама деятельность в этом случае может быть реальной, как, например, в рамках работы над групповыми проектами, или же она может быть смоделированной в лаборатории. Очень незначительное число программ MBA обладают необходимыми условиями для проведения подобного тренинга. согласно изданной книге [<Руководство, как его понимают в Уэст-Пойнте>], кадеты принимают участие в особом тренинге, чтобы овладеть тем, что у них называется <четыре функции руководства/лидерства>: - следование командам и указаниям вышестоящих, - индивидуальное руководство/лидерство, - командное руководство и - организационное руководство. В отличие от нашего преподавания и обучения в большинстве бизнес-школ, здесь оценивается не только конечный результат, но и сам процесс. Процесс очень важен в руководстве/лидерстве, но процесса не может быть без действия. Поэтому попытки обучать руководству людьми только в рамках классных занятий, скорее всего, обречены на провал. Помимо отсутствия необходимой деятельности для обучения руководству, два других объяснения, которые я дал выше, относительно того, почему программы MBA не столь активно заинтересованы в обучении руководству/лидерству, имели дело с отсутствием кризиса и с нежеланием профессорско-преподавательского состава. Специальная литература по вопросу организационных изменений убедительно показывает, что успешные изменения зависят от понимаемой необходимости для данной организации осуществить соответствующие перемены, а это, в свою очередь, обычно связано с каким-нибудь внутренним или внешним событием, которое угрожает данной организации. Так что, хотя бизнес-школы уже критикуются, сами полезность и необходимость их существования пока еще не были поставлены под вопрос. Люди продолжают поступать в бизнес-школы, а компании продолжают принимать на работу их выпускников. Те, небольшие срывы в этом процессе, которые уже имели место, были <удобно> объяснены демографическими колебаниями, а не чем-то, на что бизнес-школы могли бы сами отреагировать. Поэтому я полагаю, что, до тех пор пока люди не перестанут поступать в бизнес-школы или до тех пор пока организации не перестанут принимать на работу выпускников бизнес-школ с дипломами MBA, маловероятно, что бизнес-школы будут <подвигнуты> на то, чтобы добавить в свои программы такие виды деятельности, которые позволили бы подготавливать их учащихся к руководству/лидерству. До этого момента, если он вообще когда-нибудь наступит, компании и фирмы будут продолжать критиковать бизнес-школы, но в то же время будут продолжать принимать на работу выпускников этих бизнес-школ и будут брать на себя обязанности по их дальнейшей подготовке. компании и фирмы уже признали, что им необходимо обучать своих рабочих чтению, письму и арифметике, так почему бы им не подготавливать своих менеджеров к тому, что бы они могли стать настоящими лидерами или руководителями? И наконец, отсутствие подготовки по руководству в рамках программ MBA зависит и от профессорско-преподавательского состава. Этот состав в большинстве бизнес-школ чрезвычайно специализирован, разделен на отделы, раздроблен, так что преподаватели вообще не знакомы с общей картиной дел. Многие заинтересованы в преподавании своих специализированных и продвинутых курсов тем учащимся, которые в дальнейшем предполагают специализироваться в их дисциплине. Они не заинтересованы в преподавании общего курса менеджмента. Кроме того, они заинтересованы не столько в том, что делают менеджеры, сколько в том, что делают техники в их узких дисциплинах. Если это что-нибудь доказывает - так только то, что подготовку по руководству должны получить и деканы/директора бизнес-школ, а навыки работы в командах/группах необходимо прививать каждому члену профессорско-преподавательского состава бизнес-школ. Сейчас большинство преподавателей вообще исключили <мы> и <наш> из своего процесса мышления. 1.4. Проблемы бизнеса решает CRM Компании всего мира последние годы охватило то, что многие бизнес-аналитики называют модой на CRM. Управление взаимоотношениями с клиентами - Customer Relationship Management (CRM) сегодня становится выходом из складывающейся на рынке очень специфической ситуации, когда такие традиционные стимуляторы потребительского спроса как реклама в средствах массовой информации или прямая рассылка предложений или каталогов становятся гораздо менее эффективными, чем раньше. Эта тенденция - следствие достижения рынком стадии насыщения или даже перенасыщения предложениями конкурирующих сторон. В результате, конкурентная борьба приводит к тому, что продукты и услуги, предлагаемые на рынке, сравниваются в своих ценовых показателях. Качество услуг становится похожим, а все имеющиеся маркетинговые решения уже использованными. Выходом из проблемы становится система, которая предлагает новые методы привлечения/удержания клиентов за счет повышения степени их удовлетворенности. Концепция CRM не связана непосредственно с увеличением количества сделок, она служит инструментом увеличения доходности самой системы продаж. Получать максимально возможную информацию о своих клиентах, их потребностях и предпочтениях и, исходя из этого, строить свою стратегию в производстве, продаже, рекламе, обслуживании. Вместо потребительской массы с ее обобщенными интересами предметом внимания становится каждый отдельный покупатель. Собранная информация о клиенте становится предметом анализа, на основании которого для каждого подбирается предложение, наиболее полно соответствующее его предпочтениям. Кроме того, посредством CRM организуются такие бизнес-процессы, как маркетинг, процессы продаж, сервисное обслуживание клиентов, обеспечение информацией технических служб компании. Практика давно показала, что вести отношения со старым клиентом проще и выгоднее, чем найти нового. Затраты времени и средств на привлечение нового покупателя от пяти до десяти раз выше, чем аналогичные затраты на заключение сделки с традиционным клиентом. Вместо увеличения расходов на рекламу необходимо сделать ее более близкой к интересам тех, кто является вашим клиентом. Вместо тяжелой борьбы за увеличение доли рынка повышать эффективность работы в том секторе, который уже ваш. Вместо увеличения числа сотрудников отделов продаж и маркетинга начать эффективно управлять информацией и за счет этого повышать продуктивность работы. В маркетинге существуют четыре задачи взаимоотношений с клиентом. Это - идентификация, - дифференциация, - взаимодействие и - персонализация. Решение каждой из этих задач призвано стать источником выгод. Так идентификация становится способом получения конкретной и верифицированной информации о клиенте и, следовательно, оказывает помощь при организации продаж. Дифференциация дает возможность осмыслить нужды и предпочтения клиента, анализ которых позволяет увеличить эффективность маркетинга и рекламы, снизить расходы на рекламу. Взаимодействие повышает чувство удовлетворенности клиента работой именно с вашей компанией и, как следствие, верность в предпочтениях выбора. Персонализация, за счет приближения деятельности компании к каждому покупателю, позволяет снизить расходы на привлечение новых клиентов и сопровождение имеющихся, а сам уровень услуг повышается без привлечения дополнительных расходов. И, конечно, естественным следствием внедрения системы CRM станет автоматизация решения всех этих задач. В настоящее время практика CRM все активнее используется в секторе рыночной экономики. Об этом красноречиво свидетельствует то, что средний объем роста продаж и внедрений CRM-решений превышал 46% в год. А объемы этого рынка к 2005 году достигнут 20 миллиардов долларов. Рассматриваются проблемы информационного маркетинга. Приводятся методы и методики оценки экономической эффективности программ, баз данных, информационных систем и технологий. само по себе наличие конкурентоспособного или даже уникального оборудования или программного обеспечения не гарантирует автоматически её успешной продажи. Для этого необходимо проведение ряда дополнительных мероприятий, объединённых понятием "маркетинговая подготовка". Первоначально термин "маркетинг" относился к мероприятиям по продвижению уже произведённых товаров на рынок, и фактически отождествлялся со сбытом. Впоследствии получила распространение более широкая его трактовка, согласно которой, маркетинг представляет собой рыночную концепцию управления современным производством, при которой в основе принятия хозяйственного решения лежит рыночная информация, а обоснованность решений проверяется в ходе реализации товаров. Если в соответствии с первой моделью маркетинга, фирмы, исходя из имеющихся у них ресурсов, стремились произвести как можно больше продукции и лишь затем всеми возможными способами старались обеспечить её сбыт, то вторая модель требовала, чтобы у организации начальным пунктом его цикла предпринимательской деятельности становится изучение потребительского спроса, поиск покупателей, и уже на этой основе строится весь процесс производства. Содержание: Раздел 1. Информационный бизнес на современном этапе 1.1. Информационный бизнес 1.2. Информационные технологии 1.3. Информационная индустрия и информационные рынки 1.3.1. Основные определения 1.3.2.Структура рынка. 1.3.3. Тенденция в развитии рынка 1.4. Индустрия коммерческого распространения информации 1.5. Рынки информационных и коммуникационных технологий 1.6.Тренировочный раздел 1.7. Контрольные вопросы Раздел 2. Организационные формы информационного бизнеса 2.1. Типы фирм, занимающихся информационным бизнесом 2.1.1. Классификация фирм 2.1.2. Фазы развития фирм 2.1.3. Дилерские фирмы 2.1.4. Консультационные фирмы 2.1.5. Венчурные фирмы 2.2. Инвестиционная деятельность предприятия 2.2.1. Метод определения чистой текущей стоимости 2.2.2. Метод расчета рентабельности инвестиций 2.2.3. Метод расчета внутренней нормы прибыли 2.2.4. Метод расчета периода окупаемости инвестиций 2.2.5. Анализ условий достижения безубыточности 2.3. Автоматизация предприятия 2.3.1. Методика расчета характеристик труда конструкторского бюро при автоматизации проектно-конструкторских работ 2.3.2. Методика расчета потребности средств вычислительной техники автоматизации ПКР 2.4. Тренировочный раздел 2.5. Вопросы Раздел 3. Информационный маркетинг 3.1. Программа информационного маркетинга 3.2. Взаимоотношения между производителями БД и интерактивными службами 3.3. Взаимоотношения с пользователями 3.4. Анализ продукта рынка 3.5. Анализ рынка 3.5.1. Сегментация рынка 3.5.2. Количественная оценка спроса 3.6 Формирование цен на информационные услуги 3.7. Рекламная деятельность 3.8.1. Контроль за использованием БД 3.8.2. Контроль прибыльности 3.8.3. Стратегический контроль 3.9. Методика определения оптимальной цены. 3.10. Тренировочный раздел 3.11. Вопросы Раздел 4.Экономические проблемы информационного бизнеса 4.1. Критерии оценки информационного бизнеса 4.2. Особенности ценообразования программных продуктов 4.3. Методические основы обоснования экономической эффективности 4.3.1.Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности БД 4.3.2. Оценка эффективности использования программных средств вычислительной техники 4.3.3.Методика определения экономической эффективности от внедрения средств автоматизации проектирования 4.3.3.1. Введение 4.3.3.2. Методика расчета характеристик труда конструкторского бюро при автоматизации проектно-конструкторских работ 4.3.3.3. Методика расчета потребности средств вычислительной техники автоматизации ПКР 4.3.3.4.Оценка показателей экономической эффективности автоматизации ПКР 4.4. Тренировочный раздел 4.5. Контрольные вопросы решить проблемы своего бизнеса? расширить сферу Вашего бизнеса и защитить его от поглощения и захвата и других неправомерных посягательств решить проблемы с урегулированием возможных долговых обязательств преодолеть административные барьеры, мешающие становлению и развитию Вашего бизнеса обеспечить представления Ваших интересов в органах власти и управления всех уровней на территории РФ, государств СНГ и Прибалтики, включая необходимое взаимодействие с правоохранительными и административными органами в центре и на местах привлечь дополнительные инвестиции и обеспечить их надежную защиту