Лекция МИР-16. Экономические проблемы информационного бизнеса Правовые аспекты информационного бизнеса. Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо. Категории информации: 1. Общедоступная. Информация, которая должна предоставляться свободно в силу прямого указания закона в случаях реализации гражданином своих конституционных и иных, предоставленных законом прав. 2. С ограниченным доступом: а) Являющаяся объектом гражданских прав. Информация, обладатели которой вправе предоставлять ее по своему усмотрению, в том числе на возмездной основе, самостоятельно определять порядок доступа к ней и не обязаны мотивировать свой отказ в ее предоставлении. б) Конфиденциальная. Сведения, доступ к которым ограничен в целях соблюдения интересов государства или прав и законных интересов их владельцев. Виды информации, являющейся объектом гражданских прав: - Произведения, являющиеся объектом авторского права; - Информация, являющаяся объектом патентного права; - Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Виды конфиденциальной информации: 1. Государственная тайна; 2. Служебная и коммерческая тайны; 3. Тайны, связанные с правом на неприкосновенность личной жизни: а) Персональные данные; б) Личная и семейная тайны; в) Тайна записи актов гражданского состояния; г) Медицинская тайна; д) Тайна вероисповедания. 4. Профессиональные тайны: а) Адвокатская тайна; б) Нотариальная тайна; в) Журналистская тайна; г) Тайна исповеди. Основные методы регулирования отношений по поводу информации: 1. Гражданско-правовой (Право интеллектуальной собственности, авторское и патентное право). Диспозитивность, равноправие и координация воль субъектов правоотношений. 2. Государственно-правовой. - Законодательство о СМИ, законодательство об общедоступных государственных информационных ресурсах: Императивность на фоне недостаточного развития механизма санкционирования (поддержания действия) приводит к некоторой декларативности норм, устанавливающих права и обязанности субъектов правоотношений. - Законодательство о государственной тайне и иных видах конфиденциальной информации: Императивность, субординация субъектов правоотношений. Категория информации Общедоступная информация C ограниченным доступом Объект Конфиденциальная гражданских прав информация Законодательные сферы о СМИ; о госинформресурсах авторское право; патентное право; о торговых знаках о гостайне и иных видах Метод регулирования государственно-правовой гражданско-правовой государственно-правовой Отличительные особенности метода регулирования императивность + неразвитый механизм санкционирования диспоизитвность + равноправие субъектов императивность + субординация субъектов Информационная свобода личности - право человека в Информационном обществе: - получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию; - выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений; - передавать информацию другим людям. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ 1. Понятие и категории информации. 2. Основные подходы к проблеме правового регулирования информационного обмена. 3. Понятие и виды отношений по поводу информации как объекта правового регулирования. Инфраструктура информационного рынка (глобальность, низкая материальность). Права собственности на информационные продукты и услуги. Документы собственника: авторское право, лицензия, патенты, свидетельства Правовые аспекты информационного бизнеса. Правовые аспекты развития информационной экономики и интернета (интеллектуальная собственность, права личности и др. ... Информационное право. Информационное право: понятие, содержание, структура. Информационное право - комплексная отрасль права: предмет, содержание, структура, методы. Правовое регулирование информационных отношений (производство, преобразование и потребление информации) История становления и развития информационного законодательства в РФ Информационно-компъютерное право: понятие, содержание, структура. Информационно-телекоммуникационное право : понятие, содержание, структура. Право радио и телевидения. Законодательство РФ, регулирующее телекоммуникационную деятельность. правовые аспекты защиты информации: проблемы теории и практики. Информационные технологии и бизнес: правовые аспекты. Правовые аспекты международного обмена информацией Законодательные основы системы правового регулирования телекоммуникаций Понятие, содержание (предмет и субъекты телекоммуникационного рынка) Правовое обеспечение информационного рынка в России: понятие, предмет, структура Лицензирование деятельности в области связи (информационно-телекоммуникационная сфера): нормативно- правовая база и проблемы практической реализации Правовое регулирование электронного бизнеса Электронный бизнес как проблема телекоммуникационного рынка: правовые аспекты Правовые проблемы отношений, связанных с использованием сети Интернет Правовое обеспечение инфраструктуры Интернет Правовое обеспечение (формы и способы) организации и осуществления Интернет-коммерции) Перспективы развития электронного бизнеса (коммерции) в России: правовой аспект Проблемы правового режима электронной цифровой подписи Правовое регулирование конкуренции на информационно-телекоммуникационном рынке Информационные технологии в бизнесе: правовые аспекты Правовые проблемы защиты информации Информационная безопасность правовых аспектов Правовые аспекты Доктрины Информационной безопасности в РФ. Правовое регулирование отношений ответственности на информационные ресурсы Авторские права в сфере информационно-телекоммуникационных отношений Интеллектуальная ответственность в сети Интернет Правовая охрана имен документов в сети Интернет Правовое регулирование рекламы: понятие, виды, субъекты, договорные отношения Правовые аспекты рекламного рынка: понятие, содержание, предмет, субъекты Договорные отношения в рекламном бизнесе: правовые аспекты Государственный контроль и саморегулирование в рекламном бизнесе: правовые аспекты Правовые проблемы Pabliq rileychen PR Нарушения порядка применения информационных технологий: информационные войны, несанкционированный мониторинг за активностью потребителя информации. Информационная преступность - противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб. Информационная война. - целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем. - противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанести ущерб информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам (информационно-техническая война), подрыва политической и социальной систем, а также массированной психологической обработки личного состава войск и населения с целью дестабилизировать общество и государство (информационно-психологическая война) Термин "информационная война" появился в начале 90-х годов ХХ века в США и активно используется в начале ХХI века в двух смысловых вариантах: -в широком смысле - для обозначения противоборства в информационной сфере и средствах массовой информации для достижения различных политических целей; -в узком смысле - как информационные военные действия, т.е. для обозначения военного противоборства в военной информационной сфере в целях достижения односторонних преимуществ при сборе, обработке и использовании информации на поле боя (в операции, сражении). Как явление появилась в конце Второй мировой войны, а как понятие стало употребляться в 90-х годах ХХ века, особенно в США в ходе проведения "холодной войны". В качестве военно-политической категории, информационная война определяется как совокупность способов воздействия на сознание всех слоев населения государства-противника для искажения знаний об основных социальных и природных явлениях, как следствие, для ослабления или разрушения основ общества, что создает условия для дезорганизации мер противодействия агрессии. Главной задачей информационной войны является разрушение основ национального самосознания и типа жизнеустройства государства противоборствующей стороны. Информационная война может проводиться во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, в социальных отношениях, в сфере духовной жизни и особенно в идеологии. В идеологической сфере ставится задача размыть философские и методологические основы познавательной деятельности народа государства-противника, посеять в его сознании хаос, лишить уверенности в своем будущем, внедрить ложные экономические и нравственные установки. Дезинформация реализуется, как правило, через все виды средств массовой информации (СМИ) в течение длительного времени по технологиям, разработанным специальными институтами. Внедрение агентуры влияния в СМИ противоборствующего государства позволяет манипулировать общественным сознанием народа, применять специальные средства его зомбирования. В связи с вступлением человечества в эпоху глобализации, поиска новых форм всеобщего цивилизационного жизнеустройства, преодоления отживших форм международных общественных отношений размах и степень отрицательного влияния информационных войн на состояния международной и национальной безопасности будет возрастать. При этом чисто военного решения эта проблема не имеет. Таким образом, информационные войны усиливают трудности обеспечения благоприятного развития мировой цивилизации в ХХI веке . Конференция "Интернет в России: свобода и регулирование".18 Февраля 2002 Совет по международным исследованиям и обменам и Государственной Думой Федерального Собрания РФ в сотрудничестве с Союзом операторов интернет при финансовой поддержке Корпорации Карнеги, с участием Фонда Старр, Фонда Пипл Текнолоджи, программы "Глобальная инициатива по политике Интернет". Представители власти, бизнеса, науки и некоммерческого сектора из России и США, обсуждались проблемы доступа к информации и "цифрового неравенства", ведения бизнеса в интернете, государственного регулирования для обеспечения информационной безопасности, а также правовые аспекты развития информационной экономики и интернета (интеллектуальная собственность, права личности и др.). Представители ПРИОР приняли активное участие в работе двух круглых столов конференции: Доступ к информации и "цифровое неравенство" (Ершова Т.В. - руководитель Дирекции ПРИОР и Хохлов Ю.Е. - председатель Экспертного совета ПРИОР) и Вопросы информационных прав личности (Хан-Магомедов Д.Д. - член Координационного совета ПРИОР). Нормативно-правовое и технологическое обеспечение применения информационных технологий в бизнес процессах, вопросы реализации федеральной программы "Электронная Россия" в 2003 г и другие темы, наиболее актуальные для становления новой экономики России. Среди докладчиков: академик А. Аганбегян, Первый заместитель министра РФ по связи и информатизации А. Коротков, руководитель Департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Минэкономразвития РФ Ц. Церенов, председатель комитета по информационной политике Государственной Думы РФ К. Ветров и др. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Кафедра предпринимательского права Темы курсовых и дипломных работ по кафедре предпринимательского права http://www.law.msu.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=19&page=12 Правовые основы информационной работы в РФ. Понятие и признаки предпринимательской деятельности по законодательству РФ Понятие и признаки предпринимательской деятельности по законодательству РФ Предпринимательское право: предмет, система, методы. Место предпринимательского права в системе права России. Функции российского предпринимательского права. Становление и развитие предпринимательского законодательства в РФ. Экономико-правовые аспекты формирования рынка. Правовые аспекты формирования рыночной экономики. Рынок и рыночные отношения: понятие, предмет, содержание, субъекты, инфраструктура. Понятие и сущность товарных бирж Организационная структура товарных бирж Организация и проведение биржевых торгов: правовые аспекты Понятие и виды биржевых сделок Государственный контроль за деятельностью товарных бирж: понятие и формы. Правовой статус предпринимателя Содержание конституционного права граждан на занятие предпринимательской деятельностью. Основные права предпринимателя. Условия возникновения правового статуса предпринимателя. Государственная регистрация предпринимателей. Лицензирование предпринимательской деятельности. Обязанности предпринимателя: правовая природа и правовое закрепление. Ограничение требований к предпринимателям со стороны государства. Ответственность предпринимателей по российскому законодательству. Предпринимательство и свобода экономической деятельности. Общие условия и гарантии предпринимательской деятельности. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) понятие, признаки. Субъекты несостоятельности (банкротства). Правовой статус арбитражного управляющего Предпринимательская деятельность арбитражного управляющего Правовое регулирование осуществления процедур несостоятельности (банкротства). Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота (досудебная санация). Наблюдения как процедура несостоятельности (банкротства) Особенности правового статуса временного управляющего Внешнее управление: понятие, участники, правовые последствия введения. Правовой статус внешнего управляющего Конкурсное производство как процедура несостоятельности (банкротства) Особенности правового статуса конкурсного управляющего. Мировое соглашение: понятие, порядок, условия заключения Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных участников имущественного оборота Социальная реабилитация работников организаций-должника. Соотношение интересов должника и кредиторов при осуществлении процедуры банкротства . Ответственность субъектов при осуществлении процедуры несостоятельности (банкротства) Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности Понятие и правовые основы конкуренции в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование монополии в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности субъектов государственной монополии. Правовое регулирование предпринимательской деятельности субъектов естественной монополии. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на товарном и финансовых рынках. Антимонопольный контроль за процессом концентрации капиталов по законодательству РФ. Понятие и виды монополистической деятельности по законодательству РФ. Злоупотребление субъектом предпринимательства доминирующим положение на рынке. Понятие и виды недобросовестной конкуренции по законодательству РФ. Демпинг как форма недобросовестной конкуренции. Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства. Особенности заключения, изменения и расторжения предпринимательских договоров. Правовое регулирование ценных бумаг. Законодательство о рынке ценных бумаг: понятие, особенности, тенденции и перспективы развития. Ценные бумаги, их виды, используемые в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг Эмиссия акций и иных ценных бумаг акционерным обществом (правовые вопросы). Правовое регулирование обращения ценных бумаг на рынке. Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Иностранные инвесторы и правовое регулирование их деятельности на рынке ценных бумаг. Права инвесторов и гарантии их реализации. Правовое обеспечение инфраструктуры ценных бумаг. Правовое регулирование деятельности профессиональных участников на рынке ценных бумаг. Правовое регулирование брокерской и дилерской деятельности. Доверительный управляющий на рынке ценных бумаг. Клиринговая деятельность на рынке ценных бумаг и ее правовое регулирование. Правовое регулирование деятельности депозитария и регистратора на рынке ценных бумаг. Правовое регулирования деятельности организаторов торговли и фондовой биржи. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг. Правовые формы и способы государственного регулирования на рынке ценных бумаг. Государственный контроль на рынке ценных бумаг. Правовые способы и формы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Рынок труда Формы и методы правового регулирования отношений на рынке труда. Сферы и правовые формы взаимоотношений между предпринимателями и работниками на рынке труда. Инфраструктура рынка труда. Правовой статус и полномочия трудового коллектива. Представители предпринимателей: правовой статус и полномочия коллективных трудовых отношений. Предпринимательская деятельность и социальная политика государства. Правовые формы реализации социального партнерства. Социальное партнерство: социально-правовые аспекты. Как изложить условия коллективных договоров и соглашений в интересах предпринимателя? Система примирительных процедур при урегулировании коллективных трудовых споров. Правовые методы и формы обеспечения функционирования рынка труда. Найм иностранной рабочей силы в РФ. Договоры в предпринимательской деятельности Договоры в сфере предпринимательства по реализации товаров. Договоры в сфере предпринимательства, направленные на передачу имущества в пользование. Договоры в сфере предпринимательства, направленные на выполнение работ. Договоры в сфере предпринимательства, связанные с оказанием услуг. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности и создание правовой базы предпринимательства. Пределы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности (правовые вопросы). Правоотношений, возникающие в связи с государственным регулированием предпринимательской деятельности , и их характеристика. Правовое регулирование государственного сектора экономики. Правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правовое регулирование отношений по лицензированию предпринимательской деятельности. Государственное прогнозирование и планирование экономического развития РФ и предпринимательской деятельности (правовые вопросы). Лоббирование : сущность и право. Особенности правового регулирования государством отношений, связанных с деятельностью естественных и иных монополий. Правовые основы государственного регулирования отдельных отраслей народного хозяйства. Государственное регулирования в сфере внешней торговли и права. Государственное регулирование отношений на рынке ценных бумаг (правовые вопросы) Государственное регулирование отношений в сфере агропромышленного комплекса (правовые аспекты) Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Охрана и защита прав предпринимателей Охрана и защита прав предпринимателей Формы и способы защиты прав предпринимателей Конституционные гарантии защиты прав предпринимателей. Судебные формы защиты прав предпринимателей Роль арбитражного суда в защите прав предпринимателей Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции. Особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности Особенности рассмотрения арбитражным судов споров, вытекающих из отношений с государственными и иными органами. Особенности рассмотрения споров, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. Особенности рассмотрения споров о защите права собственности. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей. Нотариат и его роль в защите прав предпринимателей. Средства и способы нотариальной защиты прав и интересов предпринимателей. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах. Правовой статус Международного Коммерческого Арбитражного Суда при ТПП. Правовое регулирование досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Вопросы итогового контроля http://www.sgap.ru/departments/001/main.phtml?courses2#022 Информационное право как отрасль права. Понятие и виды информации. Документированная и недокументированная информация. Предмет информационно-правового регулирования. Международный характер информационного права. Комплексный характер информационного права. Соотношение информационного права со смежными отраслями права. Особенности формирования информационного права. Методы информационно-правового регулирования. Информационная норма: понятие, особенности, виды. Информационно-правовые отношения: понятие, соотношение с правовой нормой, структура, защита информационно-правовых отношений. Система информационного права. Понятие и виды источников информационного права. Принципы информационного права. Правовое регулирование информационной сферы за рубежом. Понятие и виды субъектов информационного права. Российская Федерация как субъект информационного права. Субъекты РФ и муниципальные образования. Граждане и другие физические лица. Общественные объединения граждан. Коммерческие юридические лица. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правового режима конфиденциальной информации. Понятие и виды конфиденциальной информации. Режимы защиты информации. Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота. Понятие и виды информационных технологий. Порядок создания информационных технологий. Информационные технологии в применении государственными организациями, коммерческими юридическими лицами и физическими лицами: правила эксплуатации и ограничения применения. Нарушения порядка применения информационных технологий: информационные войны, несанкционированный мониторинг за активностью потребителя информации. Понятие и виды информационных систем и их сетей. Порядок создания и применения информационных систем и их сетей. Информационные системы связи: Интернет, электронная почта, цифровая связь и др. Множественная юрисдикция субъектов правовых отношений в Интернете (разработчик, провайдер, пользователь). Порядок разработки и официальной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Понятие и виды информационных ресурсов. Порядок формирования информационных ресурсов. Порядок предоставления информационных услуг. Государственное регулирование библиотечного и архивного дела. Особенности государственного регулирования в условиях сетевой работы и работы с базами данных. Понятие международного информационного обмена. Международное и внутригосударственное правовое регулирование глобализации информационной среды. Субъекты правоотношений информационного обмена. Понятие и структура информационного рынка. Понятие электронной коммерции, ее элементы. Управление в области защиты информации на предприятиях. Особенности внутриорганизационного управления в условиях сетевой работы и работы с корпоративными базами данных. Внутриорганизационное управление с использованием информационных технологий. Правовое регулирование телеработы (виртуальный офис с функционированием удаленного или мобильного персонала). Электронный документооборот. Юридическое значение электронной подписи. Понятие и виды СМИ: традиционные и сетевые. Правовой статус печатных, электронных и телекоммуникационных СМИ. Компетенция органов государственного управления в отношении СМИ. Правовое регулирование использования информационных технологий в рекламе и PR Организация издательского дела. Понятие электронной публикации Права граждан в информационной сфере. Право на доступ к информации. Право на защиту персонифицированной информации. Право интеллектуальной собственности. Авторские права и смежные с ними права. Патентные права. Понятие и правовой статус ноу-хау. Информационно-правовое обеспечение пользователей информации. Понятие и виды информационно-правовых систем Понятие и виды информационной безопасности. Понятие информационной безопасности личности. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области информационных правоотношений. Ограничения использования информации о частной жизни. Гарантии информационных прав граждан. Право на судебную защиту. Правовые и этические пределы вмешательства в личную жизнь при использовании интерактивных методов работы с аудиторией. Понятие безопасности в глобальном информационном пространстве. Информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации. Правовое регулирование государственных информационных ресурсов. Понятие информационной безопасности общества. Правовое регулирование средств информатизации, телекоммуникации и связи. Правовое регулирование единого информационного пространства РФ. Понятие информационной безопасности государства. Обеспечение защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. Характеристика и виды ответственности за правонарушения в информационной сфере. Дисциплинарная ответственность в информационной сфере. Административная ответственность в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере. Материальная ответственность в информационной сфере. Особенности информационно-правового регулирования в США. Государственное регулирование информационного рынка в Японии. Организационная структура защиты персонифицированной информации в Германии. Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах. Справочные правовые системы семейства "Консультант-Плюс". Информационная правовая система "Кодекс". Универсальная система поддержки правоприменения "Гарант". Юридическая справочно-информационная система. Ресурсы: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО: Методические материалы к междисциплинарному спецкурсу. Составитель - Д.Г. Шишкин / Под ред. президента ФЗГ А.К. Симонова. - М.: Альмета, 2002 г. - 240 с. Книга входит в комплекс научно-методических и справочных изданий, подготовленных Фондом защиты гласности с целью введения в государственную академическую систему образования специальности "юрист СМИ". Экспериментальный междисциплинарный спецкурс "Информационное право" читается автором-составителем книги Д.Г. Шишкиным в Российском государственном гуманитарном университете. Сборник методических материалов может быть рекомендован преподавателям, студентам и аспирантам журналистских и юридических факультетов, а также всем, кто интересуется проблемами защиты прав журналистов и СМИ. Правовые источники: 1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.), ст. 19 // <Библиотечка <Российской газеты> совместно с библиотечкой журнала <Социальная защита>, 1995 г., № 11, с. 10; <Российская газета>, 10.12.1998 г., <Библиотечка <Российской газеты>, выпуск № 22-23, 1999 г. 2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г., 11 мая 1994 г.), ст. 10 // Собрание зак-ва РФ, 2001 г., № 2, ст. 163; Бюллетень международных договоров, март 2001 г., № 3. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ст. 19 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44; Ведомости ВС СССР, 1976 г., № 17(1831),ст. 291; <Библиотечка <Российской газеты>, выпуск № 22-23, 1999 г. 4. Конституция РФ, ст. 15; 29; 41 (3); 42; 46; 53; 55 (3) // Рос. газета, 25.12.93. 5. Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ <Об информации, информатизации и защите информации> // Собрание законодательства РФ, 20.02.95, № 8, ст. 609; Рос. газета, № 39, 22.02.95. 6. Гражданский кодекс РФ, ст. 128 // Собрание законодательства РФ, 05.12.94, № 32, ст. 3301; Рос. газета, 08.12.94. 7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I <О средствах массовой информации> (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г.) // <Российская газета>, 08.02.1992 г., Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 7,ст. 300; СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 4; СЗ РФ, 1998, № 10, ст. 1143; СЗ РФ, 2000 № 26, ст. 2737; СЗ РФ, 2000, № 32, ст. 3333. 8. Закон РФ от 21.07.93 № 5485-1 <О государственной тайне> (с изм. от 06.10.97) // Рос. газета, № 182, 21.09.93; Собрание зак-ва РФ, 13.10.97, № 41, ст. 8220. 9. Указ Президента РФ от 6.03.97 №188 <Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера> // Собрание зак-ва РФ, 10.03.97, № 10, ст. 1127; Рос. газета, № 51, 14.03.97. ПРАКТИКУМ Оценить ситуацию. Обосновать вывод с приведением законодательных норм 1. Пресс-секретарь губернатора заявил, что будет лично определять список журналистов, которые будут допускаться к освещению официальной деятельности губернатора и его служб, и что разрешение на освещение такой деятельности надо будет получать лично у него. Оценить правомерность такого рода действий пресс-секретаря. 2. Сотрудники милиции запретили журналисту работать на одном из избирательных участков под предлогом того, что у него не было аккредитации при ЦИКе. Оцените правомерность действий милиционеров. Обязательно ли получение аккредитации при ЦИКе для того, чтобы работать на избирательном участке? 3. Предприятие отказалась предоставить по запросу редакции информацию о влиянии своей деятельности на санитарно-эпидемиологическую обстановку в регионе, указав, что в соответствии с Законом <Об информации, информатизации и защите информации> информация является товаром и поэтому будет предоставлена редакции только за плату. Оценить правомерность отказа и требования платы за информацию. 4. Гидрометцентр отказался предоставлять редакциям СМИ прогнозы погоды бесплатно. Оценить правомерность отказа и требования платы. 5. Администрация отказалась предоставить журналисту статистические сборники, содержащие информацию об экономике региона, мотивируя это тем, что по распоряжению главы администрации на сборниках поставлен гриф <не для печати>. Оценить правомерность отказа. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) Статья 10. Свобода выражения мнения 1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. 2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) Статья 19 1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1. Основы конституционного строя Статья 15 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Статья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 55 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. ЗАКОН РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I <О средствах массовой информации> (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г.) Статья 3. Недопустимость цензуры Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускаются. Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом <О наркотических средствах и психотропных веществах>, в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов 1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. 2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подраздел 3. Объекты гражданских прав Глава 6. Общие положения Статья 128. Виды объектов гражданских прав К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. http://www.gdf.ru/books/books/jus/0005.shtml http://www.gdf.ru/books/books/jus/0004.shtml