Лекция МИР-23. Корпоративные порталы как средство доступа к мировым информционным ресурсам. Стандарты представления информационных ресурсов Корпоративные порталы на основе XML и Web-служб" Предисловие к русскому изданию, Предисловие, Пролог Что освещается в книге? Как ориентироваться в книге Глава 1 Корпоративные порталы: как, когда и почему? 1.1. Что такое корпоративные порталы? 1.2. Зачем нужны корпоративные порталы? 1.3. Когда нужно ввести корпоративный портал в строй? 1.4. Каких успехов с порталами достигли другие? 1.5. Что вам терять? 1.6. Чего вы можете добиться? 1.7. Почему люди медлят? 1.8. Вопросы и ответы - время поразмыслить и подвести итоги Глава 2 Типы порталов 2.1. "Публичные" и корпоративные порталы 2.2. Типы корпоративных порталов 2.3. Секционирование корпоративного портала 2.4. B2e-порталы 2.5. B2c-порталы 2.6. B2b-порталы 2.7. Порталы для портативных устройств 2.8. Вопросы и ответы - время поразмыслить и подвести итоги Глава 3 Архитектуры и технологии 3.1. Общая архитектура корпоративных порталов 3.2. Порталообразующие техники: портлеты, гаджеты и Web-детали 3.3. Как корпоративный портал соотносится со всеми остальными информационными технологиями 3.4. Интегрирование ресурсов центров обработки данных 3.5. Помещение порталов на платформу 3.6. Вопросы и ответы - время поразмыслить и подвести итоги Глава 4 Обеспечение безопасности, масштабируемость и скорость 4.1. О попытках навешивания замков на корпоративные порталы 4.2. Планирование мощности корпоративного портала 4.3. Факторы, влияющие на скорость 4.4. Планирование для масштабируемости 4.5. Вопросы и ответы - время поразмыслить и подвести итоги Глава 5 Управление и мониторинг корпоративных порталов 5.1. Управление контентом 5.2. Ведение статистики и информации о характеристиках посещений 5.3. Улучшение надежности, устойчивости и безотказности 5.4. Зеркалированные порталы 5.5. Мониторинг и управление корпоративными порталами 5.6. Вопросы и ответы - время поразмыслить и подвести итоги Глава 6 Управление знаниями 6.1. Планирование ресурсов предприятия 6.2. Современное управление знаниями 6.3. Сбор данных для управления знаниями 6.4. Извлечение знаний из данных 6.5. Извлечение знаний из Web 6.6. Распространение информации управления знаниями и организация совместной работы 6.7. Вопросы и ответы - время поразмыслить и подвести итоги Глава 7 Управление цепочками поставок и отношениями с клиентами 7.1. Управление цепочками поставок с помощью порталов 7.2. Управление отношениями с поставщиками с помощью портала 7.3. Управление отношениями с клиентами через порталы 7.4. Синтезирование приложений, относящихся к порталу 7.5. Другие, относящиеся к порталу приложения 7.6. Вопросы и ответы - время поразмыслить и подвести итоги Глава 8 Web-сервисы 8.1. Горсть Web-сервисов 8.2. Роль XML 8.3. SOAP и WSDL 8.4. UDDI 8.5. Java или Microsoft .NET? 8.6. Вопросы и ответы - время поразмыслить и подвести итоги Глава 9 Порталы во плоти 9.1. Снижение затрат на корпоративный портал 9.2. Бюджеты и мандаты 9.3. Уход на погружение 9.4. Вопросы и ответы - последняя возможность поразмыслить и подвести итоги Глоссарий Корпоративный портал (Enterprise portal) Портал представляет из себя централизированную платформу для постоянного доступа к информации и всем необходимым приложениям. Задача корпоративного Интернет-портала заключается в том, чтобы организовать движение важной информации как изнутри компании, так и из внешних источников на рабочий стол пользователя, которым может выступать как персонал компании, так и потенциальный клиент. Пользователь может проверять почту, смотреть на текущую цену акций компании, найти контактную информацию специалистов другого отдела, получить заказ от клиента ? всё это и многое другое прямо со своего рабочего стола. Предлагаемые нами решения помогают компаниям: " Повысить конкурентное преимущество; " Повысить отдачу от вложений в IT (ROI); " Повысить продуктивности работников; " Увеличить общую продуктивность; " Уменьшить цену на информацию; " Упростить доступ к ресурсам предприятия; " Унификацировать системы накопления и анализа данных и всей информации предприятия. Удаленное обучение (E-learning) Термин E-Learning появился всего несколько лет назад, но уже с успехом используется в более 2000 международных корпораций. Под E-Learning подразумевается обучение персонала компании или отдельных специалистов при помощи современных технологий. Системы обучения строятся как на базе ранее созданной IT инфраструктуры компании, так и "с нуля". Предлагаемые нами решения помогают компаниям: " Сократить расходы на обучение персонала; " Сократить технологические затраты. Всё, что нужно ? компьютер и доступ в Интернет; " Сэкономить время и ресурсы ? учиться можно, не выходя из офиса; " Учиться персоналу на своих ошибках виртуально, а не в настоящих бизнес-условиях с помощью интерактивных технологий; Организовать глобальный процесс образования ? из любого места и в любое время; " Увеличить эффективность других модулей IT-инфраструктуры; " Поддержать корпоративный дух компании с помощью виртуальных сообществ Электронные закупки (E-procurement) Словом "Procurement" принято обозначать стратегические закупки или стратегический менеджмент поставок, в рамках общих корпоративных целей. Электронные закупки фокусируются на области цепочки поставок между организацией и поставщиками. Общепризнанно, что стратегический подход к закупкам является гораздо более экономичным для организации, чем восприятие закупки как простой сделки. Должным образом установленная стратегическая программа закупок может оказать заметный положительный эффект на прибыльность организации. Увеличение экономии на закупках может дать не меньшую, а иногда и большую прибыль, чем увеличение продаж. Исследования показывают, что уменьшение цены закупок на 1% могут привести к увеличению прибыли на 50% больше, чем аналогичное увеличение продаж. Предлагаемые нами решения помогают компаниям: " Уменьшить цену доставки; " Сократить "бумажную" работу; " "Заморозить" отношения с постоянными поставщиками; " Увеличить прибыльность компании. Деловые интеллектуальные системы (BI) Решения класса Business Intelligence направлены на сбор, обработку и анализ данных, которые необходимы сотрудникам компании для принятия решений по различным аспектам деятельности предприятия на различных уровнях. Решения Business Intelligence тесно связаны с другими механизмами и разработками, используемыми компанией для автоматизации внутренних процессов и взаимодействия со всеми внешними участниками: поставщиками, дистрибуторами, конечными покупателями, третьими компаниями. Предлагаемые нами услуги и решения помогают компаниям: " Собирать, обрабатывать и анализировать данные, поступающие из различных источников; " Ускорять принятие решения, предоставляя необходимую информацию нужным людям; " Увеличить конкурентные преимущества компании, анализируя и выявляя потребности и изменения в каналах поставки и распространения; Экспортировать обработанную аналитическую и статистическую информацию в программы класса CRM, SCM, ERP. Управление отношениями с клиентами (CRM) Изменения, произошедшие на рынке за последние десятилетия усиление конкуренции, увеличение количества товаров и услуг, рост издержек на хранение и транспортировку продукции ? заставили современные компании использовать новые способы для удержания конкурентного преимущества и увеличения доходов. Именно поэтому многие компании на рынке стараются всеми способами привлекать новых клиентов и удерживать имеющихся, устанавливая долгосрочные и успешные отношения. Основная проблема заключается в том, что в последнее время увеличилось количество клиентских потребностей, покупателям требуются более персонализированный сервис, товары и услуги, адаптированные под их потребности. Системы Управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) помогают выстроить новые долгосрочные отношения с клиентами, учитывать их потребности и предоставлять им необходимый сервис. CRM по сути является пирамидой, состоящей из трёх пластов, где вершиной является стратегия компании по отношению к клиентам, средний пласт составляют люди и процессы, а фундаментом служит технологическое решение, используемое компанией. Предлагаемые нами услуги и решения помогают компаниям: " Разработать стратегию компании по управлению взаимоотношениями с клиентами; " Повысить эффективность продаж и выработать новые каналы распространения; " Объединить внутренние бизнес-процессы по взаимоотношению с клиентами для лучшего взаимодействия по всем каналам: розничным продажам, продажам через Интернет, внутренним продажам, продажам партнёров, поддержки и абонентской службы, электронной почте, обычной почте, телефону, факсу; " Вести подробную историю взаимодействия с клиентами и использовать её для создания и поддержания выгодных отношений; " Увеличить доход путём своевременного регулирования ценовой политики, организации продаж, перепродаж и введения новых видов услуг; " Предоставить клиентам качественное и персонализированное обслуживание. Управление знаниями (KM) Успех предприятия определяется не только его материальными и техническими возможностями. Очень важную, возможно, самую важную роль играет способность использовать коллективный интеллектуальный потенциал Ваших сотрудников. Системы Управления знаниями позволяют рассматривать интеллектуальный капитал компании в виде управляемого ресурса, гарантируя, что важные знания, создаваемые где-либо в организации, доступны там, где они нужны, и тогда, когда нужны. Мы предлагаем решения по Управлению знаниями, позволяющие оптимизировать интеллектуальные ресурсы и повышающие эффективность работы Ваших сотрудников и компании в целом. Предлагаемые нами услуги и решения помогают компаниям: " Увеличить интеллектуальный капитал Вашей компании, объединив новейшие технологии, системы управления знаниями и чёткий подход к обучению; " Предоставлять необходимую информацию нужным людям для того, чтобы сделать более эффективными процессы выработки и принятия решений; " Использовать коллективный интеллектуальный капитал Ваших сотрудников для оптимизации бизнес-процессов компании; " Повышать трудоспособность сотрудников, обеспечивая им лучшие условия для обучения; " Сократить инфраструктурные расходы (помещение, оборудование, материалы) и время на обучение, предложив сотрудникам программы по приобретению новых знаний через образовательный Интернет-центр компании; " Удовлетворять требования потребителей и партнёров, благодаря наличию более эрудированных и быстро реагирующих сотрудников. Управление цепочкой поставок (SCM) Решения по управлению цепочкой поставок включают в себя группу процессов, которые планируют, координируют и контролируют поставки, производство, товарные резервы, складские помещения, а также доставку продукции и услуг от поставщиков клиентам. Используя Интернет для взаимодействия с разветвленной сетью поставщиков и дистрибуторов, системы SCM помогают компаниям оптимально балансировать между улучшением качества обслуживания клиентов и снижением оборотных средств и операционных расходов. Предлагаемые нами услуги и решения помогают компаниям: " Отказаться от устаревших и медленных, "ручных" процессов в пользу современных, быстрых, эффективных и экономичных электронных решений для организации цепочек поставок; " В режиме реального времени наблюдать за уровнем продаж, состоянием складов, товарных резервов и другими важными показателями; " Использовать всевозможные тренинги, опросы потребителей и партнёров для того, чтобы увеличить продуктивность рабочих процессов; " Сократить необходимые оборотные средства при помощи оптимизации пути поставки, уменьшения товарных резервов и количества некондиционного товара, а также снижения уровня утраченных продаж; " Унифицировать работу внутрикорпоративных команд, внешних поставщиков и партнеров по дистрибуции. Интернет-магазин Следует помнить несколько важных бизнес-феноменов, которые появились с развитием Интернет-технологий. Роль географического положения в формировании бизнес-отношений сведена к абсолютному минимому. Барьеры для вхождения в торговый бизнес уменьшились, так как установить свою торговую площадку в Интернете намного дешевле, хотя и требует большого внимания. Покупать товары через Интернет в целом дешевле ? результат не только более низких цен на розничную торговлю через Интернет, но и упрощения сравнения цен на товары при их поиске через Интернет. Как результат, увеличивается интерес к совершению покупок через Интернет. При профессиональной разработке интернет-магазина и правильной интеграции в существующую бизнес-модель, интернет-магазин может существенно увеличить число Ваших клиентов. Предлагаемые нами решения помогают компаниям: " Увеличить рынок сбыта продукции; " Сократить расходы на рекламу продукции; " Избежать расходов на аренду помещения; " Расширить диапазон предлагаемых сервисов; " Выйти на новые рынки сбыта. Корпоративный портал представляет собой интегрированное Web-приложение класса B2E (business-to-employee), обеспечивающее пользователям (сотрудникам, клиентам, партнерам) единую точку доступа к предназначенным для них распределенным информационным ресурсам предприятия (сотрудникам, документам, приложениям), необходимым для принятия и реализации эффективных управленческих решений. Нередко процесс подготовки принятия обоснованного решения, а тем более его последующей реализации связан с множеством проблем, вызванных отсутствием эффективных средств управления корпоративной информацией и знаниями своих сотрудников. Подчас необходимая для принятия решения информация находится в разных, не связанных друг с другом источниках, что существенно затрудняет к ней доступ и вынуждает любого сотрудника знать и постоянно помнить, где находится нужная ему информация и как он может получить к ней доступ. К тому же информация зачастую имеет разные форматы представления (текст, аудио, видео, графика, презентация, документ), что вынуждает использовать для работы с ней разные программные системы. Таким образом, проблема оперативного доступа к необходимой в данный момент информации стоит достаточно остро. НАЗНАЧЕНИЕ Корпоративный портал является удобным и относительно экономичным инструментом решения этой проблемы, обеспечивает оперативный доступ к важной информации на следующих этапах подготовки принятия решения и его последующей реализации: " Сбор необходимой информации, ее систематизация " Анализ и обсуждение проблемы " Принятие решения (осуществляется человеком) " Планирование реализации принятого решения " Доведение принятого решения и плана его реализации до исполнителей " Контроль над выполнением решения В этой связи, назначение и главная цель портального решения - предоставить удобные средства, которые позволили бы сотрудникам предприятия: " Быстро находить информацию, необходимую им для принятия решения " Публиковать свои знания и обмениваться ими " Обсуждать возникающие проблемы " Выдвигать инновационные идеи " Принимать обоснованные решения, планировать и контролировать их успешную реализацию, оперативно реагировать на отклонения Источники эффективности корпоративных порталов Масштабы и динамика развития бизнеса компании диктует все возрастающие требования к качеству бизнес-процессов. Способность компании эффективно управлять своей внутренней средой воспринимается как источник качественного и количественного роста. В борьбе за эффективность коммуникации и организация процессов становятся одним из объектов пристального внимания менеджмента. Адресная доставка информации, централизованный доступ к корпоративным приложениям, поиск информации, обмен опытом, организация проектного взаимодействия - ключевые задачи корпоративных порталов. Использование корпоративных порталов позволяет получить реальные результаты в следующих областях: Качество управления: " Внутрикорпоративные коммуникации; " Осуществление изменений и внедрений инноваций. " Обслуживание потребителей. Эффективность бизнеса: " Операционные риски; " Неэффективные затраты; " Организация работы квалифицированных специалистов и менеджеров. Использование информационных технологий: " Защита инвестиций; " Эксплуатация и развитие; " Взаимодействие с внутренним заказчиком. Предложение IBS Департамент интеграционных решений компании IBS предлагает построение корпоративных порталов на базе промышленных программных платформ. Обобщив опыт реализации более чем 30 портальных проектов для российских заказчиков, мы предлагаем эффективное решение следующих задач: Бизнес-задачи Технологические задачи Поддержка процедур управления персоналом Информирование целевых групп сотрудников Обеспечение асинхронных и удаленных коммуникаций в проекте Сохранение знаний и обмен опытом Информационное обеспечение руководителей Централизованный унифицированный доступ к приложениям и сервисам Обеспечение работы мобильных сотрудников Создание типовых рабочих мест пользователей Разработка малых и средних бизнес-приложений Унификация интернет-ресурсов Технологии: Базовыми продуктами для создания Корпоративных порталов являются: " Microsoft SharePoint Portal Server 2003; " IBM WebSphere Portal; " Oracle Application Server Portal. В настоящее время понятие веб-сайта компании зачастую перетекает в понятие корпоративного портала. Современные компании все больше и больше, не довольствуясь сайтом как информативным ресурсом, создают целые интегрированные веб-системы, которые и принято называть порталами. Эти системы объединяют в единую структуру как корпоративные документы и материалы, так и информационные ресурсы Интернет, что позволяет сотрудникам компании в едином интерфейсе управлять как той, так и другой информацией, а также и структурой самой системы. В системе управления предприятием корпоративный портал решает следующие основные задачи: " Обеспечение доступа сотрудников компании ко всем ее материалам. Хранение информации (как внутренней, так и внешней) в корпоративных системах централизовано, а доступ к ней осуществляется посредством обычного веб-броузера. Т.е. для работы с системой не требуется какого-либо специального программного обеспечения. Нужен всего лишь компьютер с доступом в интернет, причем совершенно не важно, где он будет установлен, что может значительно расширить географию штата компании без существенных затрат. " Разграничение прав доступа к информации. Авторизовавшись в системе, ее пользователь получает именно ту информацию, которая для него предназначена. В соответствии со своими правами он может изменять или добавлять материалы. При наличии привилегированных прав пользователь, который, по сути дела, становится администратором, может управлять структурой всей системы, шаблонами вывода информации и ее сервисами. Таким образом осуществляется обмен документами в системе, что является практически упрощенной системой документооборота. " Информирование клиентов и партнеров корпорации. То есть, по сути дела, функции веб-сайта со своей системой новостей, рассылок, статей и обзоров, форумов и т.п. Посетитель сайта также является пользователем системы, но права его сильно ограничены. Он может только читать общедоступные документы, вести дискуссии в форумах и подписываться на различные рассылки. " Системы внутренних конференций и форумов. Очень часто корпорация имеет множество дочерних компаний, обмен информацией с которыми должен быть актуален и надежен. Использование автоматизированной системы корпоративного портала значительно сокращает временные и материальные затраты на проведение конференций, т.к., например, отпадает необходимость в командировках или просто личных встречах. " Обеспечить возможность расширения функциональной части портала. Корпоративный портал - это законченный программный продукт с определенными функциональными модулями. Автоматизированный каталог документов, торговая площадка, новостная система - все это модули. При необходимости добавить в портал новые функционалы, достаточно заказать модуль у разработчика и подключить его к системе. Такая модульная система позволяет практически неограниченно развивать функциональную мощь корпоративного портала. Собственная разработка компании АИСТ - система создания и поддержки порталов NetCat - позволяет создавать и развивать порталы, которые способны сполна решать перечисленные задачи. Управление контентом через веб, обмен корпоративными документами, интерактивные элементы, информационные и дискуссионные функционалы, авторизация - все это создается на основе системы NetCat. Эффективное функционирование предприятий и организаций в сегодняшнем информационном обществе критическим образом зависит от того, насколько успешно они могут управлять информацией. Проблемы недостатка информации в большинстве организаций не наблюдается. Наоборот, чаще наблюдается обратная проблема: информации (источник которой может находиться как внутри, так и вне организации) набирается слишком много, чтобы её можно было эффективно обрабатывать стандартными средствами. Обилие и сложность различных интерфейсов для доступа к информации, многообразие форматов данных, отсутствие универсальных (то есть включающих все имеющиеся хранилища информации) механизмов поиска и разнообразие механизмов контроля доступа приводят к тому, что имеющаяся в организации информация недоступна тем сотрудникам, которые в ней особенно нуждаются, в то время, когда они в ней нуждаются. Корпоративные порталы позволят объединить все способы работы с корпоративными данными. Портал представляет собой универсальное средство доступа к информации, содержащейся в приложениях, при помощи обыкновенного браузера. Таким образом, портал является единой точкой входа в информационную среду предприятия. Внедрение портала несет в себе целый ряд преимуществ. При использовании портала снижаются расходы средств и времени на управление интерфейсами многочисленных приложений. Поскольку портал обеспечивает универсальную аутентификацию пользователей, исчезает проблема ввода большого количества паролей в отдельные системы. Доступ к информации при помощи Web-технологий означает, что пользователи могут воспользоваться ключевыми информационными ресурсами предприятия, даже находясь вне периметра основной сети (например, при работе из удалённого офиса, из офиса другой организации или из Интернет-кафе), пользуясь только услугами сети Интернет. При этом нет необходимости снижать строгость контроля за периметром сети. Современные портальные решения обладают мощными средствами индексации и поиска, в том числе с учётом правил русского языка. При этом поиск производится одновременно по всем подключенным приложениям, то есть отпадает необходимость помнить, в каком именно приложении и в каком формате находился какой-либо документ. Интерфейс портала может настраиваться конечным пользователем с учетом его привычек и навыков, но степень свободы в таких настройках управляется администратором. Таким образом можно достичь оптимального баланса учёта личных предпочтений и информационной политики организации. Например, информация о неотложных делах или о важных событиях корпоративной жизни может быть расположена так, чтобы гарантировать её заметность. Портальные продукты поставляются с набором портлетов - компонент, обеспечивающих подключение к порталу разнообразных приложений, а также с библиотеками API, позволяющими создавать новые портлеты. Многие современные корпоративные приложения с самого начала включают в себя средства взаимодействия с порталами. Например, одним из широко применяющихся в портальных средах приложением является управление документооборотом. Часто включаются в порталы и средства обмена информацией и групповой работы (конференции, обмен короткими сообщениями и пр.). ИНТЕГРАЦИЯ С ОФИСНЫМИ СИСТЕМАМИ Во многих крупных и не очень компаниях используются, так называемые, внутренние офисные программы. Системы документооборота, CRM-системы, бухгалтерские программы, программы учета прохождения товара или складских помещений - все это можно отнести к внутренним офисным программам или системам. Веб-интеграция призвана на основе интернет-технологий объединить в единую систему веб-представительство и офисные системы. Иными словами, веб-интеграция позволяет управлять внутренними и внешними ресурсами компании через единый веб-интерфейс, что является очевидным плюсом подобного подхода к процессу управления предприятием и бизнесс-процессами. Еще одним плюсом такого подхода является то, что в качестве программы-клиента выступает веб-броузер. Т.е. для работы с интегрированной системой не нужно специальное программное обеспечение, а персонал не нужно специально обучать работе с системой. Подобный подход значительно снижает также временные и материальные затраты на управление бизнесс-процессами. Например, заказ с сайта приходит не на электронный почтовый адрес сейлс-менеджера компании, а непосредственно в соответствующий раздел программы "1С:Предприятие", а наличие на складе автоматически обновляется на сайте после изменения в складской программе. Описывать выгоду от этого будет явно излишне. Таким образом, многие процессы автоматизируются и не занимают время сотрудников компании, что приводит к большей производительности труда. Все внутренние и внешние информационные ресурсы четко структурированы и тесно взаимосвязаны, что позволяет повысить эффективность управления предприятием и взаимоотношений с поставщиками и клиентами. НУЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НУЖНЫМ ЛЮДЯМ И В НУЖНОЕ ВРЕМЯ "Решения Autonomy - это экономичный способ навести порядок в информационном хаосе и наладить динамическое взаимодействие с пользователями. Эта технология обладает достаточной гибкостью для учета требований пользователей" Кевин Филлипс, начальник Отдела Информационных Систем BAE SYSTEMS BAE SYSTEMS (ранее British Aerospace) - вторая в мире по размерам среди компаний, работающих в оборонной отрасли. BAE SYSTEMS также самая географически распределенная из всех мировых компаний, работающих в сфере авиакосмоса и обороны - 115 тысяч ее сотрудников работают в международных программах в 29 странах. Проблема Как любая крупная компания, BAE SYSTEMS столкнулась с проблемой эффективного использования огромного объема информации, постоянно накапливаемой в корпоративном интранете. В BAE SYSTEMS обнаружили, что ежедневно более 80% сотрудников в среднем тратили по 30 минут в день на поиск информации, а 60% тратили не менее часа в день на дублирование работы других сотрудников. Для исправления этой ситуации компания потратила более трех месяцев и 100 тысяч фунтов стерлингов на проведение детального исследования и поиск решения по управлению знаниями, которое позволило бы избежать ненужных затрат труда и увеличить эффективность использования информации из корпоративного интранета. Решение Выбор был сделан в пользу программной инфраструктуры Portal-in-a-BoxT Autonomy. Первоначально решение было внедрено в рамках двух подразделений: Связей с Общественностью и Виртуального Университета (отделение компании, специализирующееся на обучении, исследованиях и лучших методах организации деятельности предприятия). "В течение этого проекта мы выяснили, что Autonomy значительно опережает конкурентов с точки зрения внедрения и администрирования продукта, удобства в использовании и стабильной работы" (Кевин Филлипс, начальник Отдела Информационных Систем) В BAE SYSTEMS Portal-in-a-BoxT ежедневно агрегирует информацию из многих источников, в том числе интранета и 10 тысяч новостных лент. Контент поступает в структурированном и неструктурированном виде в различных форматах. Затем контент автоматически, без участия человека категоризуется с одновременной расстановкой гиперссылок на связанный контент. Таким образом, сотрудники BAE SYSTEMS обеспечиваются удобной навигацией по сайту и доступом к необходимой информации. Главными целями внедрения портала были: " доставка персонализированной информации каждому пользователю, " устранение дублирования работы и затрат времени на поиск необходимой информации. В качестве альтернативы рассматривалось привлечение дополнительных сотрудников для организации информации, однако это было неэффективно и требовало значительных затрат, поэтому в BAE SYSTEMS приняли решение максимально автоматизировать процессы работы с информацией. Portal-in-a-BoxT автоматически создает профили пользователей в режиме реального времени на основе содержания посещаемых страниц и прочитываемых документов. Также портал автоматически оповещает сотрудников о появлении в системе документов, связанных с их деятельностью, или наличии других сотрудников со сходными интересами и квалификацией. Преимущества Portal-in-a-BoxT позволил BAE SYSTEMS персонализировать доставку необходимой информации сотрудникам во всей компании, а также намного увеличить эффективность использования информации, накопленной в интранете. " Сокращение затрат времени на поиск информации Portal-in-a-BoxT помогает сотрудникам компании чаще принимать более информированные решения. Для достижения этой цели многим компаниям приходится тратить огромные средства на обучение менеджменту. " Обмен передовым опытом Инвестиции в портал окупились уже через семь месяцев после его внедрения. Примером экономии средств, достигнутой с помощью Portal-in-a-BoxT, может послужить следующий реальный случай из практики компании: "В BAE SYSTEMS обнаружили, что инженеры в разных регионах страны работают над одной и той же проблемой, связанной с устройством крыла летательного аппарата, но в разных областях: военные самолеты и аэробусы. Одна из рабочих групп приобрела хороший опыт, который затем был использован на другом заводе в другом регионе. Таким образом, было сэкономлено несколько миллионов фунтов стерлингов. Такие инструменты, как Autonomy, облегчают обмен передовым опытом, особенно в географически распределенной организации". " Легкость поддержки и масштабируемость Когда в BAE SYSTEMS решили, что Portal-in-a-Box поможет значительно сократить затраты времени на поиск информации и дублирование работы, они приняли решение о встраивании технологии Autonomy в другие сайты компании, используемые ее 115 тысячами сотрудниками. Portal-in-a-Box был встроен в портал подразделения по Связям с Общественностью (4 тысячи посетителей в день) и многочисленные порталы для 30 тысяч инженеров, которые участвуют в "Виртуальной Библиотеке" BAE SYSTEMS. Функция Autonomy по расстановке гиперссылок также использована на сайте компании в Интернете - http://www.baesystems.com. В 1999 году Виртуальному Университету BAE SYSTEMS, использующему технологию Autonomy, был присужден приз USA Corporate University Xchange и газеты Financial Times за новаторское использование технологии для постоянного обучения всех сотрудников BAE SYSTEMS. Открытые Технологии предоставляют заказчикам полный набор работ по разработке и внедрению полномасштабного портального решения. Корпоративный портал создает унифицированное рабочее пространство коллективной работы, предоставляющее сотрудникам предприятия интегрированный доступ к данным и приложениям корпоративной системы. Компания Открытые Технологии предлагает решения по построению корпоративного портала предприятия, предоставляющего сотрудникам компании удобный доступ ко всему, что им необходимо для выполнения своих служебных задач, вне зависимости от времени и места, а также при гарантии информационной безопасности. Функциональные возможности корпоративного портала Единая точка безопасного доступа пользователей. Корпоративный портал предоставляет интегрированный доступ к сервисам и данным предприятия, а также внешним информационным ресурсам на базе единого Web-интерфейса. Подключение унаследованных приложений. Технологические решения, лежащие в основе корпоративного портала, позволяют реализовать централизованный доступ пользователей к унаследованным приложениям предприятия. Механизмы персонализации. Технологии персонализации корпоративного портала позволяют настраивать содержимое Web-страниц портала в соответствии с потребностями отдельных пользователей и групп, предоставляя доступ к необходимым сервисам и данным предприятия. К таким технологиям относятся: фильтрация на основе правил, селективно отображающая информацию для определенной целевой аудитории, а также механизм создания отчетов, позволяющий анализировать влияние персонализированной информации на целевую аудиторию. Средства коллективной работы сотрудников. Решения по созданию корпоративного портала имеют встроенные средства коллективной работы пользователей, такие как мгновенный обмен сообщениями, оповещение о доступности пользователя в сети, виртуальные групповые рабочие пространства, групповые календари, отслеживание задач и вех в управлении проектами. При помощи этих технологий можно централизованно создавать и настраивать закрытые и открытые групповые рабочие пространства с высоким уровнем безопасности в среде Web, задачи по управлению доступом к которым могут быть возложены на администраторов или делегированы конечным пользователям портала. Используя функции управления проектами, можно создавать дискуссионные группы и хранить документы по проектам в удобных библиотеках с совместным доступом для проектной группы, а также распределять задания и отслеживать их исполнение. Электронный архив документов. Предоставляемая корпоративным порталом система электронного архива обеспечивает возможность централизованного хранения документов на портале и обладает следующими функциональными возможностями: " иерархическая структура папок для хранения документов; " задание метаданных документов (карточки документов); " работа с несколькими версиями документов; " коллективная работа над документами; " отслеживание изменений; " разграничение прав доступа пользователей к документам; " управление публикацией документов на основе механизма workflow; " встроенные редакторы, позволяющие создавать и редактировать документы; " интеграция с почтовыми приложениями портала. Средства управления информационным наполнением. Средства управления информационным наполнением (Content Management) предоставляют пользователям широкие возможности по работе с информацией, опубликованной на портале. Используя эти инструменты, администраторы получают возможность как централизованного управления информационным наполнением портала, так и передачи управления непосредственно авторам информации, предоставив им такие инструменты, как правила персональной настройки, шаблоны, средства организации бизнес-процесса и инструменты управления версиями. Сквозной поиск. Корпоративный портал реализует функции поиска информации, включая поисковые "роботы" и средства индексирования документов. При помощи данных технологий можно осуществлять поиск как в репозитории портала, так и в Интернет. Отдача от внедрения корпоративного портала Повышение производительности труда сотрудников. Продуктивность работы сотрудников повышается благодаря эффективному доступу к приложениям и данным информационной системы. Наличие механизмов индексирования различного рода информационных ресурсов, как внутри предприятия, так и за его пределами, позволит сократить время поиска необходимой информации. Средства коллективной работы и делопроизводства, поставляемые в рамках портального решения, обеспечат дополнительные возможности по оптимизации взаимодействия между пользователями. Уменьшение расходов на эксплуатацию клиентского ПО. Портальное решение позволит сэкономить средства на поддержку клиентского программного обеспечения за счет предоставления пользовательского доступа на базе Web-браузера. Информационная безопасность. Корпоративные порталы реализуются на основе серверов приложений,обеспечивающих высокую степень защищён-ности. Порталы обладают мощными механизмами разграничения прав доступа на основе ролей, обеспечива-ющими доступность информационных ресурсов тем и только тем пользователям, которые имеют соответствующие полномочия. Реализованная в рамках портала технология однократной регистрации (Single Sign-On) позволит решить проблему ввода пользователями большого количества паролей к различным информационным системам, доступным через портал. Сохранение инвестиций в инфраструктуру информацион-ной системы. Возможность дальнейшего использования унаследованных приложений информационной системы. Формирование корпоративной культуры. Создание единого достоверного источника информации, отражающего внутреннюю жизнь компании, и организация двусторонней связи с руководством на базе корпоративного портала способствует повышению информированности сотрудников о событиях в компании, о стратегических и тактических целях и ходе их достижения, о составе сотрудников различных подразделений и их задачах, о руководстве компании. Всё это вместе обеспечит формирование атмосферы доверия и чувства собственной значимости сотрудников компании, воспитание чувства гордости за компанию и руководство. Интернет как среда для бизнеса Одним из мощнейших средств, с которым, несомненно, связано будущее бизнеса, является Интернет. Его публичность предоставляет потенциально неограниченную аудиторию, из которой можно рекрутировать новых клиентов, предлагая им принципиально новые услуги и обеспечивая индивидуальный подход в обслуживании. Уровень развития Всемирной Сети позволяет рассматривать ее как некий виртуальный мир, в котором, помимо всего прочего, присутствуют и сами банки, и их клиенты. Законы рынка здесь те же, поэтому практика, используемая в реальном мире, пригодна и для мира Интернета. Таким образом, можно придти к выводу о наличии множества параллелей в приоритетах развития информационной системы для обоих миров. Недостатки в информационном обслуживании клиентов, несомненно, отражаются на их взаимоотношениях с банком, а перенос части функциональности информационной системы в среду Интернет обостряет ситуацию. Интернет доступен огромному количеству пользователей, поэтому клиент может легко сравнивать множество предложений от разных поставщиков. Выглядеть в глазах клиента хуже конкурентов значит иметь шанс потерять его. Перенос сервисов в Интернет уменьшает права разработчиков на погрешности, однако избежать их в принципе вряд ли возможно. В связи с этим возникает проблема сглаживания отрицательных последствий неудачных реализаций. Компенсацией за мелкие погрешности может быть предложение клиенту наборов дополнительных сервисов в рамках одной услуги. Не вдаваясь в излишнюю детализацию, основную идею этой статьи можно выразить следующими тезисами: " усилия по установлению партнерских отношений с клиентами и создание условий для улучшения показателей их бизнеса следует применять в Интернете наравне с реальным миром. Поэтому информационная система банка должна обладать функциями, необходимыми для проведения такого рода деятельности. " разработка приложений практически всегда сопровождается промежуточными реализациями, имеющими какие-то недостатки, а фактор конкуренции неизбежно выявляет наличие лучших и худших результатов, поэтому информационное обслуживание клиентов следует организовывать по максимально широкой схеме. В этом случае совокупная польза от группы сервисов позволит скрадывать отдельные погрешности и не приведет к потере клиента. Любая экономически обоснованная деятельность банка, создающая преимущества для клиентов, в конечном счете приносит деловые выгоды и для его собственного бизнеса. Традиционно такая деятельность выражается в оказании консультаций или расширении списка и способов предоставления банковских услуг. Однако существующий уровень развития интернет-технологий создает новую почву для делового сотрудничества. Здесь банк может не только предоставлять клиенту возможность удаленного управления счетами (ставший уже традиционным интернет-банкинг), но и проводить более широкий спектр деятельности, связанный с обслуживанием электронного бизнеса. Общее представительство банка и клиента в Интернете Одной из задач, решаемых предприятиями в сфере электронного бизнеса, является обеспечение своего представительства в Интернете. Причем если изготовление нескольких статических страниц с информацией о фирме является делом несложным, то внедрение интерактивных приложений, используемых в собственном производственном процессе предприятия, создает известные проблемы. Несмотря на то что наличие представительства в Интернете сегодня воспринимается как признак хорошего тона в бизнесе, по статистике собственные сайты имеют лишь около десяти процентов российских предприятий. Во многом это обусловлено проблемами, связанными с раскруткой сайта. Если сайт не будет хотя бы проиндексирован поисковыми серверами, ожидать для него притока посетителей и, как следствие, хорошей отдачи как от торговой или рекламной площадки не приходится. Одним из способов раскрутки сайта является его размещение в специализированном ресурсе, который сам по себе уже достаточно посещается. Коллективный ресурс обладает рядом преимуществ благодаря тому, что деятельность любого из его участников по продвижению собственного сайта приводит к продвижению ресурса в целом и, следовательно, к продвижению сайтов всех остальных участников. Как уже было отмечено, у банка существуют причины способствовать улучшению показателей бизнеса своих клиентов, следовательно, есть причины и способствовать продвижению их сайтов. Это продвижение может заключаться в создании специализированного ресурса, обЪединяющего ссылки на сайты (или сами сайты) всех клиентов банка. Возможным подходом к решению задач индивидуального обслуживания клиентов в среде Интернет может быть организация для них специализированных персональных сайтов. Расширение обслуживания клиентов путем создания и продвижения их индивидуальных сайтов не вступает в противоречие с бизнесом банка, а информационная система, обеспечивающая поддержку корпоративного портала банка и одновременно обладающая возможностью создания абонентских сайтов для клиентов, позволит значительно упростить задачи индивидуального обслуживания. Одним из существующих направлений развития коллективных ресурсов является создание в Интернете бизнес-площадок, на которых размещаются специализированные сервисы, призванные решать задачи непосредственного взаимодействия предприятий в сфере торговли, рекламы, поиске партнеров и других деловых потребностях. В случае, когда набор специализированных сервисов расширяется функциями навигации по прочим ресурсам, принадлежащим пользователям площадки, можно говорить, что такая система становится порталом для сайтов пользователей. Возможным способом построения бизнес-площадки является предоставление ее участникам многофункциональных движков сайтов, обеспечивающих защищенный интерфейс для манипулирования данными владельца. Участники проекта абонируют для собственного использования сайт и включают в него необходимый набор сервисов из набора, предоставляемого площадкой. При таком подходе индивидуальные данные компании естественным образом вливаются в информационное поле портала, позволяя проводить необходимую обработку для поддержки средств навигации. Эффективным способом достижения оперативности в управлении информацией на абонентском сайте может быть поддержка автоматического взаимодействия локальных источников данных, расположенных у владельца, с ресурсами портала. Решение такой задачи требует обеспечения возможности обрабатывать данные, произвольно трактуемые владельцем и хранящиеся у него в различных форматах. Как показывает практика, все многообразие имеющихся в Интернете вариантов представления информации, как правило, можно соотнести с некоторым конечным списком типовых решений. Поэтому задача публикации произвольных данных может быть сведена к сопоставлению характера публикуемой информации с одним или несколькими типовыми приложениями, поддерживаемыми бизнес-площадкой. Выбор приложений и обеспечение подготовки собственных локальных данных в формате, поддерживаемом типовыми приложениями, - за владельцем данных. Таким образом, корпоративный портал банка, который: " поддерживает абонентские сайты клиентов; " предоставляет для использования наборы типовых и специализированных приложений; " имеет публичные и кастомизированные зоны доступа; " обеспечивает механизмы автоматической публикации данных; " вполне может стать инструментальной системой, пригодной для непосредственного применения в бизнес-процессах всех участников проекта. Выгоды, которые могут получать участники проекта, определяются возможностью эффективного решения целого ряда задач: Для банка: " создание сетевого ресурса, построенного и управляемого по правилам, устанавливаемым самим банком; " однотипное решение задач, связанных с индивидуальным и массовым информационным обслуживанием клиентов; " содействие деловой активности клиентов за счет создания бизнес-площадок различного назначения. Для клиентов банка: " экономичное создание и продвижение собственного сайта; " использование приложений, функционирующих в рамках бизнес-площадки, их интеграция с локальными источниками данных; " оперативное управление контентом за счет механизмов автоматической публикации данных. Построение корпоративного портала Одной из технологий для решения задач построения корпоративного портала является технология em.Portal [1] , которая позволяет реализовывать представительскую логику приложений для нескольких типов клиентских устройств (WAP- и WEB-браузеры, прикладные программы). Технология обеспечивает повторное использование однажды разработанных приложений в разных проектах и пригодна для создания систем, предназначенных как для единственного владельца, так и для построения коллективных ресурсов, обеспечивающих поддержку наборов авторизованных или публичных приложений для произвольного количества пользователей. Конечным пользователям предоставляется доступ к информации по протоколам HTTP и WAP, а также обеспечивается взаимодействие со сторонними прикладными системами через специализированный протокол, обеспечивающий передачу параметров запросов и результатов обработки в формате XML. С формальной точки зрения em.Portal предоставляет пользователю набор сервисов, позволяющих организовать один сайт портала и произвольное количество абонентских сайтов, в состав которых можно включать любое количество типовых приложений из списка, поддерживаемого для конкретного проекта. Сайт портала используется банком как владельцем для управления ресурсом в целом, размещения на нем средств навигации по абонентским сайтам и любой информации, относящейся к проекту. Абонентские сайты предоставляется в ведение зарегистрированных участников проекта. Типовые приложения используются для решения их задач. Состав набора типовых приложений используемых в том или ином ресурсе зависит от целей его создания. В рамках проекта em.Portal разработка приложений ведется в следующих основных направлениях: Приложения общего назначения - "Визитная карточка", "Форум", "Гостевая книга", "Доска обЪявлений", "Блокнот", "Информер", "Опросник", "Каталог ссылок", "Чат" и т.п. Приложения для бизнеса - "Электронная витрина", "Жалобная книга", "Инвестиции", "Тендер", "Занятость", "Интернет-банк", и т.п. Специализированные приложения - "Баннерная система", "Рейтинговая система", "Поисковая система", "Система каталогов", "Шаблоны", и т.п. Применяя em.Portal при создании собственного корпоративного сайта, банк может использовать весь набор типовых приложений. Приложения изначально поддерживают публичный и авторизованный доступ, поэтому позволяют создавать открытые и кастомизированные зоны сайта. Используемая в em.Portal технология Cache-CSP позволяет легко менять внешний вид приложений, поэтому дизайн страниц портала может быть практически любым. Для администратора процедура создания нового сайта заключается в выполнении ряда понятных настроек. Таким образом, есть основания предполагать, что так же, как сегодня банки представлены в Всемирной Сети ставшими уже традиционными HTML-страницами, через год-два каждый солидный банк будет располагать развитым интернет-порталом с богатым арсеналом приложений и системой абонентских сайтов. Процессы управления знаниями и информационные технологии С точки зрения коммуникационных технологий, "управление знаниями - это поиск и распространение опыта и актуальной информации в среде связанных между собой людей или групп". Действительно, внедрение любой ИТ-технологии масштаба предприятия является успешным только тогда, когда менеджеры всех уровней начинают испытывать реальную потребность в ежедневном использовании ее возможностей и результатов. Даже хорошо структурированное знание, не будучи доступным потенциальным потребителям мало кого интересует. Разрозненность, не связанность знаний, отсутствие представления об их текущем состоянии становится существенным препятствием для их применения в интересах организации. Ключом к эффективному менеджменту знаний является "доставка нужных знаний в нужное время нужным людям в пределах организации", создание высокоинформативной (high-tech) и легкодоступной (high-touch) среды как платформы интеграции человека и информационных систем Корпоративный портал знаний Жизненный цикл знаний (формирование и накопление, структурирование, распространение и обучение, ликвидация и поддержка) Современные концепции и лидеры рынка Корпоративная память: структура и методы формирования Онтологический инжиниринг Роли инженера и менеджера по знаниям Визуально-графические методы анализа и синтеза Парад аббревиатур: анализ современных концепций на рынке интеллектуальных систем Decision Support Systems (Поддержка принятия решений) Интеллектуальные (Smart) Workflow-системы Expert Systems (Экспертные системы) Management Information Systems (MIS) - информационные системы для менеджеров и др. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЕДИНЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ Крюков Владимир Васильевич, Шахгельдян Карина Иосифовна В докладе рассматривается корпоративный портал, построенный на базе интеграции корпоративных данных и образовательных ресурсов. Доступ к порталу реализуется на базе системы системы управлении правами доступа пользователей к ресурсам портала. Определяющей технологической тенденцией последних лет стало развитие способов доставки знаний обучаемым и активное внедрение современных информационных технологий в практику образовательных учреждений. Определяющим фактором в современном понимании информационных технологий в образовании является использование информационных сетей, Интернет и веб-сервисов в качестве технологической основы организации доступа к цифровым учебным материалам. Для формирования информационного образовательного пространства как многоуровневой системы требуется выработка единых системных и методологических принципов управления данными с учетом требований стандартов, что обеспечит "прозрачность" доступа и надежную защиту информации. Образовательные учреждения приобретают или разрабатывают информационные среды обучения и тестирования, специализированные информационные сайты, которые имеют собственную систему регистрации и управления правами доступа пользователей. Неудобство такого способа формирования информационной среды связано с тем, что пользователи систем (обучаемые и преподаватели) должны проходить регистрацию в каждой системе, помнить несколько логинов. Кроме того, необходимо разными способами реализовать управление контентом и обеспечить управление доступом пользователей к ресурсам в каждой системе. Это создает дополнительную нагрузку на администраторов и службу поддержки применения ИТ в учреждении. Решением проблемы является формирование интегрированного корпоративно портала с единой системой управления правами пользователей и использованием веб-сервисы для организации доступа к ресурсам. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) разработан и внедрен корпоративный портал (http://it.vvsu.ru) с единой системой регистрации и управления правами пользователей обеспечивающий доступ ко всем образовательным ресурсам портала на базе одной учетной записи пользователя. Регистрация пользователей выполняется с использование сведений о персонале, обучаемых, организационной структуре из корпоративной базы данных. Права пользователей контролируются либо автоматически на базе сведений из корпоративной базы данных, либо администратором портала. Изменения статуса студента или сотрудника в корпоративной базе данных приводит к автоматическому изменению прав пользователя портала. При отчислении студента или увольнении сотрудника учетная запись пользователя автоматически удаляется. Корпоративный портал ВГУЭС объединяет информационные ресурсы различного направления - образовательные информационные ресурсы, управление учебным процессом, административное управление, управление информационной средой. Опора на корпоративные данные позволяет реализовать персонифицированный доступ пользователей к ресурсам и автоматически настраивать интерфейс под конкретного пользователя. Портал содержит следующие компоненты: " Интегрированная обучающая среда Аванта http://avanta.vvsu.ru, обеспечивающая поддержку учебного процесса на основе технологий Интернет для различных форм обучения (очная, дистанционная, экстернат). " Система интерактивного тестирования обучаемых (СИТО) http://cito.vvsu.ru, позволяющая проводить тестирование в локальной сети или через Интернет. " Полнотекстовая цифровая библиотека учебно-методических материалов, изданных во ВГУЭС http://abc.vvsu.ru. " Сайт раздаточных материалов http://study.vvsu.ru, позволяющий преподавателям оперативно размещать "горячие" материалы по дисциплинам. СОЗДАНИЕ ТИПОВОГО РЕШЕНИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (Мероприятие № 10). Разработка методики создания ИС "Портал органов власти субъекта Российской Федерации" на основе типового решения (Региональный портал). Задачи В рамках мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" возникла необходимость разработать методику создания и внедрения порталов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая различный уровень информационного, технического обеспечения регионов, а также уровень подготовки специалистов и служащих, требовалось обеспечить полноту и совместимость между собой технологий и данных, используемых для порталов всех уровней. Наиболее рациональным в данных условиях представляется использование типовых решений, которые можно тиражировать при внедрении на местах, оставляя возможность для реализации специфических или расширенных функций. Централизованное тиражирование типового решения позволяет создать единую информационную структуру и функциональную архитектуру региональных информационных порталов органов власти субъектов Федерации, обеспечивая основу для вертикальной интеграции порталов различных уровней: федерального правительственного, региональных и ведомственных, муниципальных и органов местного самоуправления. Применение типового подхода обусловлено стремлением сократить временные и финансовые затраты на разработку и внедрение решения, удовлетворяющего целям и задачам, стоящим перед органами власти субъектов РФ и требованиям законодательства и нормативной документации. В рамках проекта перед рабочей группой, в состав которой входили консультанты IBS и сотрудники министерства, были определены задачи информационной системы. По результатам работы группы Портал органов власти субъекта Российской Федерации должен обеспечивать создание единого интернет-ресурса, содержащего: " официальную позицию органов власти субъекта Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития региона; " целостное и комплексное представление гражданам текущего состояния и направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; " размещенные органами власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет дополнительные информационно-справочные ресурсы и интерактивные пользовательские сервисы, обеспечивающие реализацию конституционных прав, обязанностей и законных интересов граждан и организаций, их участие в обсуждении проектов решений органов власти субъекта Российской Федерации, в том числе проектов региональных законов, программ, концепций и иных документов. Возможности портала Обеспечение столь объемного перечня информационных задач требует особого подхода к выбору технологий для реализации проекта и определяет следующий набор функциональных возможностей, которым должна обладать информационный портал субъекта Федерации: " предоставлять централизованный и удобный доступ граждан и организаций через сеть Интернет к сведениям о деятельности органов власти субъектов Российской Федерации; " обеспечивать эффективные двухсторонние коммуникации Правительства с населением и бизнес-сообществом региона посредством ИС "Портал органов власти субъекта Российской Федерации"; " обеспечивать своевременное и оперативное размещение в сети Интернет полной, объективной, достоверной и непротиворечивой информации о деятельности органов власти субъектов Российской Федерации; " обеспечивать единую для всех органов власти субъекта Российской Федерации информационную среду, а также стандарты подготовки и размещения в сети Интернет сведений о результатах своей текущей деятельности; " обеспечивать организацию взаимодействия и информационного обмена между ИС "Портал органов власти субъекта Российской Федерации" и другими региональными информационными ресурсами и системами, состав которых будет определен на этапе составления технических заданий для каждого из субъектов Российской Федерации; " обеспечивать предоставление услуг гражданам и организациям региональными и муниципальными органами власти в соответствии с перечнем, определяемым на этапе составления технических заданий для каждого из субъектов Российской Федерации; " обеспечивать удобную навигацию по всему информационному наполнению Портала и интернет-ресурсам региональных и муниципальных органов власти субъекта Российской Федерации. Результаты В результате работ по созданию типового портального решения была составлена Методика создания и внедрения порталов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе типового портального решения, которая описывает этапы разработки необходимой проектной документации и сам процесс создания информационных систем для различных технологических платформ. Методика последовательно описывает базовую информационную структуру и функциональную архитектуру; регламенты информационной и технической поддержки; технические задания; проекты нормативно-правовых актов; договора и контракты; стандарты интеграции. Методика также предусматривает возможность применения типового портального решения при создании порталов органов местного самоуправления. Широкое использование типового решения субъектами Российской Федерации призвано обеспечить единую информационную структуру и функциональную архитектуру региональных портальных решений, что создает технологическую базу для вертикальной интеграции порталов различных уровней - федерального, регионального и местного самоуправления. Использование согласованных регламентов информационной и технической поддержки порталов позволит обеспечить их своевременное и качественное информационное наполнение, удобный и быстрый доступ пользователей, а также устойчивую работу технологической базы. В результате конструктивного сотрудничества и активной позиции участников проекта по разработке комплексного решения поставленной Минэкономразвития России задачи была создана методика, разработано типовое портальное решение для органов исполнительной власти субъектов. В дополнение к этому разработаны регламенты, обеспечивающие эффективное управление контентом и поддержку актуальности информационного наполнения ресурса. Накопленный в ходе проекта опыт и использование разработок типового портального решения позволит субъектам Российской Федерации управлять процессом создания и предоставления информационного обеспечения граждан и организаций и обеспечением межведомственного информационного обмена. Созданное в ходе проекта тиражируемое решение, при последующих внедрениях, позволяет: " определять порядок выполнения работ, контролировать сроки и затраты на создание регионального портала; " сокращать временные и финансовые издержки, связанные с внедрением решения; " обеспечивать качественную подготовку персонала. Шаронов А.В., Первый заместитель министра МЭРиТ: "Типовой портал органов власти субъектов Российской Федерации предоставляет исполнительной власти эффективный механизм информационного взаимодействия, обеспечивающий: " оперативное информирование и взаимодействие региональных органов исполнительной власти с широкой общественностью и бизнес-сообществом в России и за рубежом; " предоставление информационных сервисов для эффективного взаимодействия всех заинтересованных государственных институтов, региональных министерств, ведомств и организаций; интеграцию существующих разрозненных информационных ресурсов в единую информационно-технологическую среду с одновременным расширением их информационных и функциональных возможностей". Пример Технического Задания на разработку корпоративного портала СОДЕРЖАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 8 1.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8 1.2 ПОТРЕБНОСТИ КОМПАНИИ 8 1.3 ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗРАБОТКИ "R&B" 8 1.4 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА 8 1.5 СОКРАЩЕНИЯ 9 1.6 ТЕРМИНЫ 9 1.7 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ 10 2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ 11 2.1 ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 11 2.2 ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ 12 2.3 ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ (ПЛАНИРОВАНИЕ - КОНТРОЛЬ) 12 3 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ 13 3.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 13 3.1.1 ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕГРАЦИИ 13 3.1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УВЕДОМЛЕНИЯМ И СООБЩЕНИЯМ 13 3.1.3 ТРЕБОВАНИЯ К СТАТИСТИКЕ 13 3.1.4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 14 3.1.5 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ 14 3.1.6 ТРЕБОВАНИЯ К ДИЗАЙНУ 14 3.2 ТРЕБОВАНИЯ К ПОДСИСТЕМЕ 1 14 3.2.1 ТРЕБОВАНИЯ К 14 3.2.2 ТРЕБОВАНИЯ К 14 3.2.3 ТРЕБОВАНИЯ К 14 3.2.4 ТРЕБОВАНИЯ К ВЕРСИОННОМУ КОНТРОЛЮ 15 3.3 ТРЕБОВАНИЯ К ПОДСИСТЕМЕ 2 15 3.4 ТРЕБОВАНИЯ К ПОДСИСТЕМЕ 3 15 3.5 ТРЕБОВАНИЯ К ПОДСИСТЕМЕ "СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ" 16 4 ЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРЫ СИСТЕМЫ 17 4.1 РОЛЕВАЯ СИСТЕМА ДОСТУПА 17 4.2 СИСТЕМА ЗАДАЧ 17 5 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 18 Пример реестра приложений ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ. ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ РАЗРАБОТЧИК, СУБД ЧИСЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (РАБОЧИЕ СТАНЦИИ, СЕРВЕРА ПРИЛОЖЕНИЙ И Т.П.)* 1. 2. 3. ОПИСАНИЯ ПО КАЖДОМУ ПРОГРАММНОМУ ПРОДУКТУ (МОДУЛЮ). ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ СПИСКОВ ОБЪЕКТОВ, ОСНОВНЫХ СПРАВОЧНИКОВ И ФУНКЦИЙ В РАЗРЕЗЕ КАЖДОГО ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ. ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: · СПИСОК ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МОДУЛЕМ. НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА ОПИСАНИЕ · СПИСОК ОСНОВНЫХ СПРАВОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МОДУЛЕМ. НАЗВАНИЕ СПРАВОЧНИКА ОПИСАНИЕ · СПИСОК ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МОДУЛЯ. НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБРАБОТКИ РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, ОПИСЫВАЮЩЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ФУНКЦИИ УКАЗЫВАЮТСЯ УКРУПНЕНО ПО БЛОКАМ. НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА ОПИСАНИЕ НАЗВАНИЕ СПРАВОЧНИКА ОПИСАНИЕ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБРАБОТКИ РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, ОПИСЫВАЮЩЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. И Т.Д.