Лекция 24. Библиотечная сеть РФ. Архивный фонд РФ. Рубрикаторы информационных ресурсов. Список видов информационных ресурсов Все типы ресурсов, Базы данных, Электронные публикации Журналы, труды конференций, организаций Библиотечные фонды, Патентные фонды Ключевые слова: информотека, рубрикатор, модель, информационно-поисковая система, информационная артерия, база информационных ресурсов Статистическая информация Патентные фонды. Фонд центральной патентной библиотеки (Центральная патентная библиотека - Патентное ведомство Р.Болгарии, Болгария) Содержание: Содержит приблизительно 19 миллионов описаний национальных и иностранных патентов на книжном носителе, систематизированные по странам и по индексам МПК, 4 милл. описаний на микрофишах, 9 милл. патентных документов на CD/DVD ROM, официальные бюллетени национальных патентных ведомств 36 стран и Европейское патентное ведомство. Содержит и литературу в области охраны промышленой собствености. www.bpo.bg/bg/index.html. Архивный фонд РФ - по законодательству РФ - совокупность документов: - отражающих материальную и духовную жизнь народов России; - имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение; и - являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов России. Рубрикатор - классификационная таблица иерархической классификации, содержащая полный перечень включенных в систему классов и предназначенная для систематизации информационных фондов, массивов и изданий, а также для поиска в них. Rubrikator Универсальная десятичная классификация - классификация, в которой все документы разбиты на 10 классов: -0- Общий отдел; -1- Философия; -2- Религия; -3- Общественные науки; -4- Свободный отдел; -5- Математика. Естественные науки; -6- Прикладные знания. Медицина. Техника; -7- Спорт. Фотография. Зрелища; -8- Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение; -9- Краеведение. География. Биография. История. Каждый из этих 10 классов делится на 10 подклассов, затем еще на десять и т.д. Архивный фонд - совокупность архивных документов, исторически и/или логически связанных между собой. Государственная часть Архивного фонда РФ - по законодательству РФ - архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью. Негосударственная часть Архивного фонда РФ - по законодательству РФ - архивные фонды и архивные документы, представляющие собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность и находящиеся: - в собственности общественных объединений и организаций; а также - с момента отделения церкви от государства - в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории РФ; или - в частной собственности. Система Федеральной архивной службы России - по законодательству РФ - система, в которую входят федеральные государственные архивы, научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе России, а также органы управления архивным делом субъектов РФ и подчиненные им учреждения. Федеральная архивная служба России (Росархив) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ. Централизованный государственный учет документов Архивного фонда РФ Централизованный государственный учет документов Архивного фонда РФ - система учета документов Архивного фонда РФ в масштабе области, края, республики, государства в целом, основанная на сосредоточении в органах управления архивным делом сведений о количестве, составе архивных фондов и количестве единиц хранения. Хранение архивных документов - обеспечение рационального размещения и сохранности документов. Архивное дело Organization of archives - отрасль деятельности, обеспечивающая организацию хранения, учета и использования архивных документов. Архивохранилище - специально оборудованное помещение для хранения архивных документов. Ведомственное хранение архивных документов - хранение архивных документов в ведомственных архивах, осуществляемое государственными и муниципальными организациями в течение периода, установленного нормативными документами. Выборочный прием документов на постоянное хранение - прием на постоянное хранение отдельных видов документов организаций или всех ценных документов ряда организаций из числа однородных. Государственное хранение архивных документов - постоянное хранение архивных документов, осуществляемое архивами, рукописными отделами библиотек и музеев. Депозитарное хранение документов - хранение в архиве, музее, библиотеке архивных документов Архивного фонда РФ на условиях, определяемых договором между собственником документов и соответствующим архивом, музеем, библиотекой, с сохранением за собственником права собственности на архивные документы. Документ временного хранения - документ с установленным сроком хранения, по истечении которого он подлежит уничтожению. Документ постоянного хранения - документ, которому в соответствии с нормативными документами и иными правовыми актами установлено бессрочное хранение. Единица хранения архивных документов - учетная и классификационная единица, представляющая собой физически обособленный документ или совокупность документов, имеющая самостоятельное значение. Ограничительный срок секретного хранения архивных документов - срок засекречивания сведений, установленный законодательными актами, в течение которого запрещается свободный доступ к документам государственной части Архивного фонда РФ, содержащим охраняемую законом тайну. Перечень документов со сроками хранения - систематизированный список видов и категорий документов, содержащий нормативные указания о сроках их хранения. Постоянное хранение документов - бессрочное хранение документов в архивном учреждении, в государственном музее или в библиотеке. Режим хранения архивных документов - совокупность температурно-влажностных и санитарно-гигиенических условий, создаваемых в архивохранилищах для обеспечения сохранности документов, и контроль за их выполнением. Библиотечная сеть РФ. Библиотеки в истории России на всех этапах ее развития всегда играла важную социальную и культурно-просветительную роль. Наряду с выполнением своих основных функций по организации сбора, хранения и предоставления читателям во временное пользование рукописей и произведений печати, в советский период она вынуждена была выполнять также идеологические функции. Но нельзя упускать из виду и то, что библиотека всегда сближала под одной крышей людей разных поколений и профессий, различных мировоззрений и вероисповеданий. "И в этом она похожа, - как справедливо полагает В.П.Леонов, - на церковь, да это и неудивительно, ведь первыми хранилищами и популяризаторами книг как раз и были монастыри и церкви - источники формирования библиотечного процесса". В последние десятилетия прошлого столетия российская библиотека все больше стала превращаться в научно-информационное учреждение, в работе которого наряду с организацией библиотечного и справочно-библиографического обслуживания заметное место стали занимать научно-методическое и информационное обеспечение библиотечной деятельности. Особенно актуальным данное направление становится в условиях информатизации российского общества и быстрого развития в последние годы общемировых процессов глобальной информатизации. Поэтому и в принятом в 1994 г. Государственной Думой федеральном законе "О библиотечном деле" библиотеку определяют как "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам". В условиях информационной революции, все больше затрагивающей и библиотечные процессы, в последнее время за рубежом и в России все чаще появляются предложения об отказе от традиционных карточных каталогов и конверсии их в электронную форму, о переводе на электронные носители основных фондов библиотек, о создании национальных электронных библиотек, которые заменят в ближайшей перспективе наши традиционные библиотеки. Следует заметить, что в нашей стране в условиях отсутствия бюджетного финансирования на модернизацию российских библиотек данную идею можно рассматривать только в качестве достаточно далекой перспективы. Даже в западных странах появились довольно сдержанные оценки социальных и других последствий информатизации библиотечных процессов. Так, например, директор Библиотеки конгресса США Джеймс Биллингтон отмечает, что "компьютерная революция может, по иронии судьбы, превратиться в конце концов в непреднамеренное орудие содействие самоубийству того самого открытого и свободного общества, примером которого она себя столь претенциозно объявляет". Правда, он называет и положительные результаты информационной революции, связанные с появлением возможности удаленного доступа к источникам, находящимся в крупнейших библиотеках мира, или в электронных библиотеках в сети Интернет. Тем не менее, он выражает тревогу за молодое поколение, которое свободно перемещается по сайтам Интернет, не прочитав ни одной книги. "Книги есть и останутся, - подчеркивает Дж.Биллингтон, - нашими основными хранителями памяти: тревог, надежд и достижений тех, кто жил прежде". Кроме того, вызывает опасение и то, что ускоренная автоматизация библиотечных процессов может привести к безвозвратной потере многочисленных источников информации на традиционных носителях, отражавших важные пласты культурного наследия человеческой цивилизации. А соблазн списать их как ветхие, не подлежащие реставрации, всегда будет, так как на их консервацию и восстановление требуются огромные средства. В библиотечной сети РФ, насчитывающей около 150 тысяч библиотек, Фундаментальная библиотека (ФБ) ИНИОН РАН [Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Москва, Россия] занимает заметное место. По объему основных фондов (более 13,7 млн. ед. хр.) она занимает пятое место в стране Российской государственной библиотеки (РГБ) с фондом более 42 млн. ед. хр., Российской национальной библиотеки (РНБ) с фондом в 32 млн. ед. хр., Библиотеки Российской академии наук фонд - свыше 20 млн. ед. хр.) ГПНТБ СО РАН (фонд - более 14 млн. ед. хр.). Фундаментальная библиотека (ФБ) ИНИОН РАН (фонд более 13,7 млн. ед. хр.) Являясь третьей по объему фондов в библиотечной сети Российской академии наук ФБ ИНИОН располагает уникальными коллекциями изданий XVI - начала XX в. Она ежегодно обслуживает более 33 тыс. читателей, издает 9 серий ежемесячных текущих и ретроспективных указателей литературы по основным отраслям социальных и гуманитарных наук общим объемом свыше 1100 п.л. Таким образом она занимает заметное место в информационной инфраструктуре России. Фундаментальная библиотека имеет ряд особенностей, которые отличают ее от национальных и других ведомственных библиотек России. Она с 1969 г. входит в качестве структурного подразделения в ИНИОН, не являясь самостоятельным юридическим лицом. Этот статус ФБ ИНИОН имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны, на анализ которых следует обратить особое внимание. В чем же заключаются или вернее должны были бы состоять положительные результаты такого необычного статуса Фундаментальной библиотеки? Во-первых, по замыслу создателей ИНИОН должен был значительно повысится информационный и научно-методический потенциал библиотеки, что собственно и подтвердилось в некоторой степени в практической деятельности ИНИОН в первые два десятилетия его существования. Во-вторых, расширялись финансовые и материально-технические возможности для ее модернизации, а затем и автоматизации информационно-библиотечных процессов. В-третьих, появилась реальная возможность превратить Фундаментальную библиотеку в современный информационный центр, выполняющий научно-информационные, библиотечно-библиографические и социокультурные функции не только в рамках академии наук, но и в масштабе всей страны. Что касается первого положительного результата, то он в значительной степени был реализован в 1970-1980-е годы. В этот период ИНИОН стал действительно крупнейшим научно-информационным центром в СССР. В его библиотеке отражалась практически вся научно значимая отечественная литература по общественным наукам и значительная часть книжной продукции и научной периодики зарубежных стран. Заметно повысился также информационный и научно-методический потенциал библиотеки за счет привлечения к научно-информационной работе ИНИОН широкого круга специалистов из других академических институтов, вузов и библиотек. В 70 - 80-е годы действительно значительно расширились и финансовые возможности ИНИОН, что позволило в конце 70 - начале 80-х годов осуществить автоматизацию некоторых библиотечных процессов. Впервые в нашей стране был создан крупнейший информационно-библиографический автоматизированный комплекс, включающий каталогизацию и научно-библиографическую обработку литературы, поступающей в библиотеку ИНИОН РАН. Это позволило достаточно оперативно и с солидным справочным аппаратом выпускать текущие библиографические указатели (29 серий) и формировать соответствующие базы данных с организацией удаленного доступа к ним. Все это безусловно способствовало тому, что Фундаментальная библиотека ИНИОН стала в середине 80-х годов одним из крупнейших научно-методических и информационно-библиографических центров в нашей стране. Однако в связи с тем, что основные силы библиотечных работников были в этот период переориентированы на освоение компьютерных технологий и процессов автоматизированной обработки новой литературы, подготовки текущих библиографических указателей и соответствующих баз данных было фактически свернуто такое важное направление как ретроспективная библиография, значительно ослаблено научно-методическое обеспечение некоторых аспектов библиотечной деятельности. К тому же перемены, произошедшие в нашей стране в начале 90-х годов, сразу выявили очевидность просчетов и недостатков, которые можно было бы избежать в предшествовавшие годы. Но оставим в стороне гипотетические рассуждения о потерянных навсегда возможностях. Попытаемся проанализировать ситуацию, в которой оказалась в настоящее время Фундаментальная библиотека ИНИОН РАН. Следует сказать, что за последнее десятилетие штатный состав Фундаментальной библиотеки сократился более чем в 2 раза при значительном росте объема научных фондов и появлении новых функций, связанных с автоматизацией процессов научной обработки литературы. Поэтому в условиях недостаточного финансирования и дефицита квалифицированных кадров библиотека ИНИОН вынуждена была концентрировать основные усилия на приоритетных направлениях, важное место среди которых занимали проблемы комплектования научных фондов и развитие Автоматизированной информационной системы по общественным наукам. Так, например, резкое сокращение в последние годы объемов комплектования иностранной литературы потребовало активизации международного книгообмена, более широкого использования в информационно-библиотечной работе материалов электронных журналов издательств "Эльзевир" и "Шпрингер". Необходимо было также уделять большое внимание развитию автоматизированного информационно-библиографического комплекса, обеспечивающего подготовку и выпуск девяти серий ежемесячных библиографических указателей по основным отраслям общественных наук, формирование соответствующих библиографических баз данных по основным отраслям общественных наук и электронных каталогов. Следует отметить, что базы данных и электронный каталог размещаются на сайте ИНИОН в Интернете и к ним обеспечен как локальный, так и удаленный режимы доступа. Нет необходимости перечислять другие достижения Фундаментальной библиотеки ИНИОН, чтобы не превратить доклад в обычный отчет о проделанной работе. Хотелось бы остановиться только на двух острых проблемах, которые, на мой взгляд, являются не менее актуальными и для других библиотек нашей страны. Первая проблема связана с функционированием сети библиотек в составе ФБ ИНИОН РАН. Как уже говорилось выше, библиотечная сеть ИНИОН включает Центральную научную библиотеку (ЦНБ) и 21 филиал при академических институтах социально-гуманитарного профиля. В соответствии с распоряжениями Президиума РАН ЦНБ ИНИОН осуществляет научно-методическое и организационное обеспечение деятельности своих филиалов. Академические институты выделяют соответствующие нормам помещения под библиотеки, обеспечивают нормальные условия их функционирования. В последние годы в связи с недостаточным финансированием и измением условий аренды помещений возникла угроза закрытия нескольких филиалов ФБ ИНИОН. Так, например, в 1998 г. практически прекратила свое существование библиотека при Институте славяноведения РАН (фонд составляет более 90 ед. хр.). Весной 2001 г. было фактически ликвидировано хранилище и сокращены на 60 % научные фонды библиотеки при Институте сравнительной политологии РАН. Еще большую тревогу вызывает ситуация с миллионным фондом библиотеки при Институте мировой литературы РАН. Безразличное отношение руководителей некоторых институтов и неспособность Президиума РАН решить вопросы, связанные с нормальным функционированием библиотечной сети ИНИОН, могут привести к ее распаду. К тому же в недрах Президиума РАН уже зреет предложение о ее ликвидации и передаче фондов филиалов библиотеки ИНИОН соответствующим академическим институтам. Такое решение проблемы может привести к полной ликвидации некоторых библиотек, безвозвратной потере уникальных научных фондов, к лишению возможности доступа широкой научной общественности к коллекциям отдельных библиотек. Вторая проблема представляется еще более актуальной, так как она связана с обеспечением безопасности и сохранности фондов. Общеизвестно, что эта проблема является достаточно сложной для многих библиотек России. Это обусловлено прежде всего тем, что условия обеспечения безопасности и хранения библиотечных фондов требуют больших капиталовложений и практически везде не соответствуют необходимым нормам. Кроме того, отсутствует материально-техническая база для консервации и реставрации документов, многие книгохранилища перегружены. Все это приводит к потере в первую очередь часто спрашиваемой и редкой литературы. Так, в центральном книгохранилище Фундаментальной библиотеки ИНИОН, рассчитанном на 7 млн. ед. хр., размещено более 10,5 млн. ед. хр., т.е. превышение нормы хранения достигает 50 %. А книгохранилища филиалов библиотеки ИНИОН перегружены более чем в 2 раза. Решить данную проблему путем разработки соответствующей государственной программы, которая готовилась в последние годы в нашей стране, можно. Но лишь при условии ее обязательной реализации и полноценного бюджетного финансирования. Хотя, к сожалению, приходится констатировать, что многие государственные программы так и остались на бумаге, а государство продолжает финансировать науку и культуру по остаточному принципу. Тем не менее, хотелось бы напомнить государственным мужам, которые часто любят демагогически рассуждать о необходимости формулирования общенациональной идеи, что, закрывая глаза на то, как гибнут уникальные фонды российских библиотек, которые в цивилизованных странах считаются стратегическим потенциалом нации, они не смогут решать общенациональные задачи, не опираясь на бесценное историческое и культурное наследие народов нашей страны. Библиотеки в Интернет Библиотека Максима Мошкова (http://www.lib.ru ) - огромное хранилище текстов (>3300Мб) от классики до текстов песен. Пополняется регулярно. Тексты представлены в неудобном виде - простой текст вперемежку с тегами . На сайте http://lib.ru/litarchiwy.dir имеется один из наиболее полных каталогов сетевых библиотек, журналов, авторских страниц. \ Новый проект klassika.ru (http://www.klassika.ru ) посвящен классической литературе. На нем размещено несколько тысяч произведений. Это часть более общего проекта liter.ru, в который входят сайты http://www.proza.ru , http://www.stihi.ru , http://www.hihi.ru. На этих сайтах свое произведение может опубликовать практически каждый желающий. Есть возможность оценки и рецензирования текстов посетителями. Библиотека компании "Небесная сеть" . Удобный сайт, предоставляющий возможность найти книгу на любой вкус (фантастика, проза, юмор, тексты песен, программирование, математика) Все тексты представлены в архивах. Русская фантастика (http://www.rusf.ru ) Более 6000 книг., а также страницы писателей фантастов, обозрения, литературные конкурсы. Старая фантастика (http://sf/nm.ru ) -электронные версии популярных ранее писателей-фантастов Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru ) размещение собраний сочинений классиковрусской литературы в традициях академических изданий с комментариями специалистов-литенратуроведов. Библиотека думающего о России (http://patriotica.narod.ru ) - содержит труды корифеев исторической науки и современных специалистов. Русский текст - (http://www.russiantext.com ) - стандартная типичная электронная библиотека с каталогом, расположенная за пределами России с целью избежать претензий за нарушение коммерческих прав издательств. Infocity - виртуальный грод компьютерной документации (http://infocity.kiev.ua ) - Каждая книга представлена в виде HTML и в ZIP- архиве. Регулярно пополняется. Русские документы - (http://www.rusdoc.ru) - посвящен информационным технологиям. Регулярно пополняется новыми материалами, в том числе статьями из свежих номеров компьютерных журналов. Есть форум. Благовещение - (http://www.wco.ru/biblio) библиотека православного христианина. Образцовое оформление : прекрасный рубрикатор, доступность как для чтения on-line ,так и для загрузки в архиве zip., удобный формат загружаемых книг Библиотека NCBI (National Center for Biotechnology Information) библиотека для интересующихся биологическими науками и медициной Мировая виртуальная библиотекa... (http://vlib.org ) - *Электронная библиотека EIFL EBSCO http://search.epnet.com Текущая и ретроспективная периодика на английском языке: середина 1960-х г.г. - по настоящее время. Свыше 5000 наименований научной периодики и публицистических изданий по многим отраслям научного знания, включая социальные и гуманитарные, точные и естественные науки. После загрузки стартовой страницы следует выбрать иконку с надписью EBSCO HostWeb и нажать на нее мышкой. На новой странице появится список доступных баз данных, среди которых следует выбрать хотя бы одну базу данных, например Academic Search Premiere, Business Search Premiere или MasterFile. Далее выходите на страницу поискового интерфейса, на которой можно вводить свой запрос. Электронный архив JSTOR http://www.jstor.org . Ретроспективная научная периодика на английском языке: с первого выпуска каждого журнала - по конец 1990-х г.г. Около 120 академических журналов по социальным и гуманитарным наукам, а также математике и статистике. Представлены все материалы номеров журналов от начальной и до последней страницы. Все документы только в полнотекстовом формате. После загрузки стартовой страницы можно выбрать опцию Browse и работать с отдельными журналами; или же выбрать опцию Search и задать предписание на поиск информации. Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru Текущая и ретроспективная периодика на английском и русском языках: 1990-е г.г. - по настоящее время. Около 2000 журналов по всем отраслям научного знания, включая социальные и гуманитарные науки.При первом сеансе работы с этой библиотекой необходимо зарегистрироваться в качестве персонального пользователя - см. раздел "Вход в библиотеку", опция "Регистрация" в верхней левой части экрана интерфейса системы. После подтверждения регистрации по электронной почте вводите свое Имя и Пароль и начинаете работу с системой. Электронная библиотека EMERALD FULLTEXT http://www.emeraldinsight.com . Текущая и ретроспективная периодика на английском языке: начало 1990-х г.г. - по настоящее время. Свыше 130 академических журналов по всем дисциплинам бизнеса, маркетинга, менеджмента, а также библиотечным, информационным и техническим наукам.После загрузки стартовой страницы следует выбрать опцию Emerald Fulltext справа от надписи ACCESS. Далее на открывшейся странице нажимаете на надпись Welcome to EMERALD. Please Login и набираете регистрационные реквизиты, которые можно узнать у сотрудников библиотеки. Далее через кнопку Submit попадаете на экран поискового запроса. Электронный уровень власти Минсвязи России подвело промежуточные итоги информатизации федеральных органов власти Дата публикации 12 сентября 2003 г. 11 сентября состоялось заседание Правительства, на котором члены кабинета министров рассмотрели вопрос об использовании современных технологий в деятельности федеральных органов власти. Министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман представил результаты, полученные в ходе анкетирования министерств и ведомств, и предложил пути развития информационных технологий в России. Доклад был подготовлен Минсвязи России совместно с Минэкономразвития, Минюстом, ФСБ, ФСО, Росархивом и РАСУ и фактически официально подвел промежуточные итоги информатизации федеральных органов власти и, в частности, реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия". Статистика - наука точная В конце июля текущего года Минсвязи разослало анкету в федеральные органы ласти. По замыслу составителей анкеты, она должна была ответить на вопросы, каких результатов добились федеральные ведомства в области информатизации и сколько средств на это было потрачено. На текущий момент практически все ведомства прислали свои заполненные анкеты. В результате, согласно полученным данным, государство является крупнейшим пользователем новых технологий в России: с 2001 года, с учетом планируемых затрат на 2003 год, на информационные технологии потрачено 22,8 миллиарда рублей. Причем в эту цифру не входят затраты на обеспечение национальной безопасности. По данным западных аналитиков, сотрудниками крупных организаций до половины всего времени тратится на поиск информации и согласование документов, каждый из которых копируется до 20 раз. При этом до 6 процентов от общего объема документооборота теряется. На всех уровнях государственной власти обработкой данных занимаются порядка 400 тысяч служащих. А затраты граждан на общение с госучреждениями оцениваются в 3-4 миллиарда человеко-часов. Применение же информационных технологий позволит сократить временные издержки на общение граждан и предприятий с госорганами на 20 процентов и экономить ежегодно не менее 30 миллиардов рублей. Кроме снижения временных издержек при оказании государством услуг населению, использование ИКТ наиболее рационально позволяет расходовать и бюджетные средства в сфере госзакупок. Так, в Новосибирской области после внедрения системы "Госзаказ" экономия за счет снижения затрат на оформление документов составила почти 25 процентов от объема закупок ИТ области. С другой стороны, результаты исследования показали, что порядка 80 процентов всех средств расходуется 10 федеральными органами власти. В семи ведомствах расходы на внедрение ИТ в расчете на одного сотрудника были ниже 10 тысяч рублей, а в министерствах-передовиках годовой показатель превысил 200 тысяч рублей. Такой разброс цифр связан не только с различными потребностями ведомств в использовании ИТ, но иногда и с рациональным расходованием бюджетных средств на ИКТ. Наиболее распространенным видом информационных ресурсов в госорганах являются базы данных по отраслевой информации. В результате опроса 25 ведомств предоставили данные о 174 базах данных. Тем не менее значительное количество структурированной информации продолжает храниться в бумажном виде. Кроме того, в результате исследования была выявлена проблема узковедомственности при использовании информационных ресурсов. Многие из них создаются и поддерживаются только в одном ведомстве, хотя потребность в них существует и в других ведомствах. В свою очередь, несовершенство административных процедур межведомственного информационного взаимодействия не позволяет федеральным органам власти четко разделить ответственность по созданию и ведению отдельных государственных информационных ресурсов. Это приводит к дублированию информации в различных ведомствах, неэффективности работы госорганов и дополнительным трудностям во взаимоотношении граждан и профессионального сообщества с ведомствами. Так, в МНС формируются государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А по данным Роскартографии, поверхность России была "оцифрована" различными ведомствами 4 раза. Различные реестры по гражданам формируются параллельно паспортными столами МВД, службами ЗАГС, Минтруда, причем в основном без интеграции на федеральном уровне. Анализ анкет также показал, что особое внимание ведомства уделяют задачам по автоматизации процедур взаимодействия с гражданами и предприятиями. В 13 ведомствах, осуществляющих значительный объем непосредственного взаимодействия с гражданами и предприятиями, происходит внедрение специализированных прикладных систем для автоматического обмена, обработки и анализа информации. Наибольшие успехи в решении этой задачи достигли МНС, Минфин и ГТК. Так, МНС планирует уже в 2003 году перевести на единую систему электронной обработки налоговых данных 407 инспекций, которые обеспечивают администрирование более 80 процентов всех налоговых поступлений, а к концу 2005 года завершить внедрение единой системы по всей стране. "Электронная Россия" нуждается в модернизации На сегодняшний день в России еще не выработана ясная и современная государственная политика использования ИТ в деятельности федеральных органов власти. Также нет и единого видения приоритетов информатизации страны. Положение осложняется недостаточной целевой проработкой на уровне ведомств: менее 30 процентов федеральных органов власти имеют утвержденные комплексные программы информатизации. А там, где и существуют, оторваны от других ведомственных программ. Отсутствие единой государственной политики, общих приоритетов, механизмов экспертизы и отбора проектов для финансирования значительно снижает эффективность государственных вложений в ИТ. Увы, складывается ситуация, когда важные области государственного управления остаются неохваченными, а на менее значимые направления направляются значительные бюджетные средства. Задача по повышению эффективности использования средств может быть решена за счет внедрения единой государственной процедуры оценки ИТ проектов независимо от их ведомственной принадлежности. При этом должна учитываться полезность проектов, получаемая не только отдельным ведомством и другими органами власти, взаимодействующими с ним, но и обществом в целом. Одна из важнейших задач на ближайшее время - завершение в кратчайшие сроки подробного анализа состояния федеральных информационных ресурсов и систем, а также действующих ведомственных программ по информатизации. После этого Минсвязи планирует совместно с другими ведомствами разработать и предоставить в Правительство РФ на утверждение единую концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 года. На ее основе должна будет строиться вся дальнейшая работа по внедрению и использованию информационных технологий в федеральных министерствах и ведомствах, а также осуществляться формирование государственных информационных ресурсов. Параллельно с работами по разработке концепции необходимо также осуществить модернизацию ФЦП "Электронная Россия" в целях усиления ее координирующей роли в информатизации государства. Важно усовершенствовать процедуры финансирования проектов в области информатизации федеральных органов власти. В сжатые сроки нужно разработать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей применение информационных технологий в деятельности федеральных органов власти, а также подготовить и представить на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по основным направлениям и приоритетным мероприятиям внедрения и использования современных информационных технологий в деятельности федеральных органов власти. А. Конан-Дойль Шерлок Холмс 1996 Л. Толстой Анна Каренина 2001